Aug 09, 2024 06:28
28 июня 1940 г., когда Красная Армия перешла границу Бессарабии, бывший жандармский плутонер Албу, ставший крупным собственником, вождём районной фашистской организации кузовцев и хозяином тайного дома терпимости, - удирал из Татарбунар. Покидая свой двор с награбленным добром, Албу заплакал. Но когда он проезжал мимо высокого кургана - братской могилы 106 революционных крестьян, зверски убитых румынами при подавлении восстания 1924 г., Албу крепко выругался и пригрозил старику-молдаванину, стоявшему у дороги: «Если вернусь, на этот раз не так будет. Всех расстреляю».
...И вот Албу хочет исполнить свою угрозу. Много тысяч жандармов, сигурантов, перчепторов, королевских комиссаров и помещиков, 22 года грабивших богатства Бессарабии, сидят сейчас где-то в тылу румыно-германских войск и ждут. Им мерещатся богатые бессарабские нивы, виноград Шабло, яблоки и груши Копанки. Они вспоминают своё хозяйничанье в Молдавии, составляют по памяти новые списки «красных», придумывают новые пытки.
В германском министерстве по делам колонизации немцы-кулаки, бывшие колонисты Южной Бессарабии, наперебой рассказывают о своей прошлой жизни, о том, как эти «дураки-молдаване» трудились на них за 15 лей в день. Гитлеровцы усмехаются. Теперь будет иначе. Коли фюрер завладеет Бессарабией, не к чему платить и 15 лей. Фюрер сказал, что класс побеждённых чужестранцев будет работать на немцев даром. А ведь молдаване - это даже не национальность, а просто рабы.
Таким образом, псы двух различных пород заранее оспаривают для себя право грабить молдаван.
Румынский королевский комиссар, полковник Маня Кристя - палач, известный на всю Бессарабию, не удовлетворялся тем, что в Бессарабии запрещали говорить по-русски, а статую Пушкина заколотили досками Полковник Маня добивался запрещения народных молдавских песен. «Аша ымь вине унеорь, с яу ун куцит с мор» («Мне иногда так хочется взять нож и умереть») - пел многострадальный молдавский народ. «Только страдающие народы имеют такие грустные песни, как наши», писал молдавский патриот, просветитель Алеку Руссо. Но полковнику Маня это не нравилось: в Бессарабию приезжают иностранные журналисты, они могут заключить, по этим песням, что молдаване несчастны под владычеством румын.
Власть Маня Кристя, ещё в 1936 г. мечтавшего о Гитлере-«спасителе», сегодня означала бы искоренение самого слова «молдаванин» и окончательное подавление всей национальной молдавской культуры.
Будучи ещё только «друзьями» Румынии, немцы организовали акционерное общество «Соя». Они заставляли бессарабских крестьян сеять культуры, нужные для фашистской Германии, и продавать свою продукцию по ценам, установленным в Берлине. Гитлеровские штыки сегодня несут молдавскому крестьянству, конечно, уж не договоры «Соя». На этот раз речь идёт о превращении молдаван в рабочий скот для обогащения немецких колонистов и румынских жандармов.
Теперь решается вопрос: погибнут ли новые тысячи и тысячи сынов Молдавии от зверства немецких людоедов и мести румынских жандармов, будут ли молдаване истреблены как национальность и отданы к собственность немецким колонистам и румынским боярам? Или восторжествует сила цивилизации, свобода и новая счастливая жизнь, которую молдаване начали строить при помощи великой семьи советских народов в июне 1940 г.?
Молдавский народ знает, что именно так стоит для него вопрос. У молдаван богатая традиция 22-летней борьбы с румынскими оккупантами. «Москва за нас отплатит» - говорили революционные крестьяне Татарбунара, стойко перенося пытки жандармов. А один из руководителей движения, молдавский крестьянин Цуркан, перед смертью гордо крикнул своим палачам: «Всех наших не перебьёте!»
Свободолюбивые молдаване, потомки «гайдуков» и «войников», веками боровшиеся с чужеземными завоевателями, поднимаются на борьбу с фашизмом. На берегу Прута, в «Кодри Быкулуй», в дунайских плавнях снова раздаётся старая гайдуцкая песня:
«Хай фраць, хай фраць, ла вывалы даць
Ла нывалы даць, цара в'апыраць».
«Вставайте, братья, вставайте, братья, на клич собирайтесь.
На клич собирайтесь, страну защищать».
Великая Отечественная,
Молдавия