Из книги А. Афанасьева-Чужбинского «Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра» (1861 г.)
«В Комарове носится тёмное предание о какой-то интересной женской личности, Бальбине, которая осталась полумифом у старых людей, а молодое поколение о ней почти не знает. Лет двадцать назад были ещё песни о Бальбине, но, как я ни хлопотал, не мог достать ни одного куплета. Между тем один старик говорил, что она жила ещё не так давно, что он знал людей, помнивших её, и тут же, в Комарове, указывал на её потомков. Последние однако же, признавая себя действительно потомками Бальбины, не умели мне ничего рассказать об этой загадочной женщине.
Что же это за личность? По преданию она была красавица, иные говорят - молдаванка, другие - русначка, а третьи выводят её происхождение из Подолии. Как поселилась она в Комарове и была ли замужем - покрыто мраком неизвестности; ни один, ни другой старик мне не рассказывали, но оба согласились, что она мудро правила целой окрестностью и придумывала для неё законы. Одним словом, Бальбина заслужила такую известность, что люди издалека приезжали к ней судиться и безропотно покорялись её решению. Я заметил было, что, вероятно, жила она при турках, которые не уважали женщину, но рассказчики мои стояли на своём и полагали, что Бальбина распоряжалась народом и хозяйством так, как уже никто не распоряжается на свете.
- Да кто же она была такая?
- А почём я знаю, - отозвался собеседник постарше, - вероятно домна (царица) или что-нибудь похожее.
- Какая же, дедушка, домна, когда здесь долго хозяйничали турки?
- А прежде?
- Тогда как же уцелели бы близкие потомки?
Старики передали мне два факта, за достоверность которых не ручаюсь, но привожу как образчик судопроизводства Бальбины.
Было лето. Бальбина сидела на крыльце своего дома и отдыхала от дневных занятий. Каждый мог смело приступить к ней со своими нуждами, и никогда не отказывалась она выслушать просителя. Вот видит она - человек стоит без шапки, словно не осмеливается войти на двор. Бальбина его кликнула:
- Здравствуй, добрый человек.
- Здравствуйте, ваша милость.
- Ты не здешний?
- А не здешний, из-над Прута.
- Куда же Бог несёт?
- Был в Хотине на ярмарке, да у меня украли корову, так я ищу другие сутки, не могу найти, и мне посоветовали попросить вашу милость.
- Как ты думаешь - твоя корова здесь, в селе?
- Нет, сказывал один добрый человек, что угнали её в Атаки.
- Да ведь у нас трое Атак, и я не знаю в который.
- Стало быть, в эти, что по соседству.
- Ну, хорошо, если здесь, мы отыщем твою пропажу. А какой масти твоя корова?
- Чёрная только с белой лысинкой на лбу.
Бальбина велела запрячь лошадей, взяла просителя и поехала в Атаки. Там как раз гнали скот с поля в это время.
- Узнаешь ли ты свою корову?
- Нет, ваша милость, сами видите, все здесь серые, гнедые, пегие, а моя чёрная.
- Так. А которая похожа на твою?
- Вот идёт пегая, точь в точь моя.
Бальбина остановила скот и послала привезти бочку воды. Народ не понимал в чём дело. Привезли воду. Бальбина приказала отлучить пегую корову и заставила вылить на неё несколько вёдер. Вдруг корова из пегой сделалась чёрная к величайшему изумлению своего настоящего хозяина и к стыду того, который, украв её, намазал мелом белые пятна. Тогда Бальбина приказала вору возвратить корову, заплатить штраф, а самому убираться в Польшу или к австрияку.
По преданию это была необыкновенная женщина и, казалось, угадывала, что думает человек, но ею руководила безграничная справедливость.
Как-то привели к ней двух убийц, в одно время совершивших злодеяния. Комаровский руснак убил её приближённого садовника, а конюх её убил проезжего еврея. Народ собрался перед крыльцом, где находились и преступники под стражею. Бальбина вышла и села на своём месте, окружённая стариками, к которым иногда обращалась за советом. Как ни привыкли люди видеть Бальбину справедливою, однако были уверены, что конюх отделается лёгким наказанием, а руснак, убивший её садовника, неминуемо подвергнется смертной казни. Прежде всего допросила она конюха, который сперва отнекивался, но после признался. Он услыхал, что еврей должен был везти большую сумму денег, и хотел только ограбить его, но как встретил сопротивление, то и убил в схватке.
- А много ли ты нашёл у него денег? - спросила Бальбина.
- Пять левов (60 коп.).
- Хорошо. Дожидайся.
Призвали к допросу другого убийцу. Этот прямо рассказал, в чём дело, и тотчас же принёс повинную.
- Что ж, - сказал он, - садовник давно уже ухаживал за моей женой, а долго ли соблазнить молоденькую женщину. Я бедняк, постоянно на работе, иной раз возвратишься измученный домой и думаешь повечерять да отдохнуть, а тут - смотри - торчит садовник. Ну, я ничего не говорил жене, я знаю, она меня любит, потому что мы детьми играли вместе и побрались по согласию. Опять же скажу, если к молодице приставать беспрестанно, когда мужа нет дома, а пристаёт красивый хорошо одетый парень - не ровен час и до греха недалеко. Думал я, думал и говорю садовнику: «Знаешь что, Матвей, есть много в селе хорошеньких девушек, увивайся ты за ними, брось мою жену, не то будет худо». Он замялся, а после и спрашивает: - «А что же будет?» - «А вот что, говорю, первый раз, что застану тебя с нею, размозжу тебе голову - мне уже надоело»... Дня три Матвей не приходил, жена сама рада, по крайности мне так она говорила. Возвращаюсь вчера из поля, в сумерки, и заглянул в окно. Печка топится. На столе стоит око водки, жена сидит, пригорюнившись, а Матвей рассыпается перед нею и упрашивает... У меня в глазах помутилось, я в сени, схватил барду (топор), потом вошёл в хату, взял, да и раскроил ему голову. Вот и всё.
Бальбина встала со своего места и сказала:
- Человек, который убил моего садовника, не виноват. Пусть похоронит на свой счёт убитого и идёт на год в монастырь на покаяние. А конюх мой загубил душу, хоть и нехристианскую, из корысти - и должен быть наказан примерно. Возьмите его, дайте время помолиться и на шибеницу (виселицу).
Вот два факта, которые удалось мне собрать об этой загадочной женщине. В Хотине есть доктор, он говорил мне, что слышал в честь неё песни, но не мог сообщить никакой подробности. В селениях ниже мне напротив рассказывали, что она жила не так давно и что все предания о ней просто выдумка. Впрочем, это мнение не простолюдинов».