Выступление калмыцкого делегата Анджура Пюрбеева (16 января 1937 г.)

Mar 28, 2021 13:06

Выступление калмыцкого делегата Анджура Пюрбеева на XVII Всероссийском Съезде Советов (16 января 1937 г.)

Товарищи, вчера в своем ярком докладе Михаил Иванович Калинин рассказал нам о победах и успехах великого русского народа, одержанных под руководством великого вождя народов товарища Сталина. (Аплодисменты).

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, одна из крупнейших республик Союза, вместе с другими союзными республиками построила социализм в нашей стране. Это великое историческое дело ярко отражено в проекте Конституции РСФСР.

Проект Конституции РСФСР, представленный на утверждение Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов, показывает величие всего Советского Союза и огромное значение в нем нашей Российской Федерации. РСФСР объединяет много народностей, в прошлом терпевших большие лишения и находившихся в варварских условиях.

Вчера Михаил Иванович Калинин показал на примерах прошлого, в каких нечеловеческих условиях жили инородцы бывшей царской России, как их мял и душил полицейско-жандармский строй царизма. Эти народы, объединенные после великой Октябрьской социалистической революции в автономные республики и области, входящие в состав Российской федерации, благодаря, огромной хозяйственной и культурной помощи великого русского народа встали на ноги, стали по-человечески жить, развивать свое социалистическое хозяйство и культуру.

Русский язык, русская культура являются неиссякаемым питательным источником для дальнейшего развития социалистической культуры всех народов, в прошлом задавленных и отсталых в культурном и хозяйственном отношении.

Месяц тому назад Чрезвычайный VIII Съезд Советов Союза ССР утвердил Сталинскую Конституцию. Ее руководящие идеи легли в основу Конституции РСФСР. Сталинская Конституция, построенная на началах развернутого социалистического демократизма, проникнутая глубокой заботой о человеке, о расцвете человеческой личности и талантов, - это то, о чем веками мечтали угнетенные народы, во имя чего они боролись.

Сталинская Конституция ярко отражает мощный расцвет хозяйства и культуры в прошлом' угнетенных царизмом народностей, которым советская власть вернула жизнь и дала настоящее человеческое счастье и радость. Во имя этого счастья и счастливой жизни, в поисках ее, калмыки, еще в начале XVII века, бежали в Россию и поселились в ее привольных степях. Они бежали из Азии, пройдя огромное при тогдашних средствах передвижения расстояние. Бежали они не от хорошей жизни, а от нищеты и эксплуатации в феодально-патриархальной Джунгарии.

И мы должны сказать, что калмыцкий народ, проделавший огромный путь переселения, а затем претерпевший невзгоды и лишения двойного гнета царских опричников, капиталистов, помещиков и своей национальной буржуазии, не ошибся, ибо он приобщился к великому движению народов, завоевавших себе счастливую свободную жизнь, завоевавших социализм. С помощью передового русского пролетариата он освободился от феодально-капиталистических оков и в великой семье народов Советской страны строит свою культуру, национальную по форме, социалистическую по содержанию.

В свете Сталинской Конституции, этого величайшего, всемирно-исторического значения документа, закрепляющего социалистический строй в нашей стране, в свете Конституции РСФСР, с такой заботливостью предусмотревшей особенности народов нашей Федерации, еще ярче встает в памяти кошмарное прошлое угнетенных царизмом народов.

Калмыки, наряду с другими народами, в силу ряда исторических условий были народом, наиболее подверженным порабощению. Порабощали их цари, помещики, капиталисты-колонизаторы и национально-феодальная калмыцкая знать. Об этом нам говорят документы, сохранившиеся в архивах и в литературе. Специальным указом в 1744 г. царское правительство установило, что «калмыки-простолюдины, долженствующие по указу 1737 г. быть у владельцев неотъемлемыми - быть уже равно яко их крепостные», т. е. царское правительство этим указом официально санкционирует, узаконяет рабство калмыков, которое еще задолго до этого существовало фактически. И после этого, как вы знаете из истории, и в Астрахани, и в Царицыне, и во всех нижневолжских городах продавали калмыков-простолюдинов целыми семьями на рынке. Об этом ясно говорят письма некоего князя Назарова царицынскому коменданту полковнику Кольцову, написанные в 1740 г. В этих письмах «почтенный» князь Назаров писал следующее: «В бытность мою ныне в Царицыне купил я на калмыцком базаре Солом Дорджина Улуса у Бодокчея Хашки калмыцкой нации парня 20 лет, называемого Джамго, за которого дал денег 8 р. и от такого продавца Хашки дано на одного парня мне калмыцкое письмо». Или дальше: «сего февраля, третьего дня, 1741 г. на имеющемся Царицынском торгу купил я владение хана Дондок-Омбо, аймака Тулбая у калмыка его родную сестру Марха за 2 р. 10 к.».

Вот вам, товарищи, жуткие документы, которые говорят о рабском положении трудовых калмыков во время царизма. А вот другой документ - это так называемое «калмыцкое право», утвержденное Зензелинским собранием калмыцких родоправителей в 1820 годах, введенное на основе закона Великой Ясы Чингис-Хана. В нем есть такие пункты: «Всякий человек низкого происхождения обязан повиноваться владельцам старшим, средним, мелкопоместным, воздавая достоинству их приличные родовым преданиям и обыкновенью почести».

Или вот еще другой пункт: «Кто вздумает через посторонних людей просить незаконно, именно, без всяких заслуг и отличий освободиться от владельца койноа (т. е. от рабства) выбыть из аймака своего зайгсанга, крестьяне - чтобы избегнуть власти господина, таковому урезав нос, учинить наказание 20-ю ударами плетьми».

Вот закон средневековой инквизиции, который водворял порядок и господство имущих классов калмыцкой национальной знати, бесчеловечно эксплуатировавшей трудящиеся массы калмыцкого народа.

Вопрос оседания калмыков, оказывается, был предметом обсуждения при Екатерине II. Причем такое оседание, т. е. переход от кочевого образа жизни к оседлому, признано «совершенно бесполезным», И в обоснование этого своего заключения в высочайше утвержденном докладе коллегии иностранных дел от 5 июля 1764 г. в назидание потомства писались следующие достопримечательные строки: «Они (т. е. калмыки), расположением своим в степях и частыми переходами с места на место удерживают в страхе соседних варваров, которые никогда не знают с точностью места их пребывания, и на великий или малый улус попасть могут, почему калмыки и служат некоторым прикрытием пограничным жилищам от набегов варварских народов... В случае поселения всех калмыков, степи большей частью опустеют и сделаются сборищем и убежищем тех варварских народов, поводом к набегам и водворению их там; тогда жилища калмыков будут подвержены опасности и их придется охранять, как и русские селения; при том «легкое войско, каково калмыцкое, необходимо для тамошних мест; а перемена образа жизни произведет и в характере народном...» «Поэтому, признано совершенно не полезным водворение калмыцкого народа».

Вот вам документ, который говорит, почему царское правительство в те времена боялось провести некоторые изменения в хозяйственной жизни калмыков, старалось удержать их в кочевом состоянии. Царское правительство использовало калмыков для покорения других народов, и царизму было выгодно держать их в кочевом состоянии как легко передвигающееся войско, защищающее южные границы. Тяжел и тернист был путь, пройденный трудящимися массами Калмыкии. Самодержавный строй в течение нескольких веков держал калмыков в темноте и рабстве, выжимая из них все соки. Он порабощал культуру и язык этого талантливого народа и поддерживал феодально-родовые отношения в своих эксплуататорских целях. Он захватывал лучшие плодородные калмыцкие земли и вытеснял калмыцких крестьян на самые неудобные, песчаные, безводные территории. «Это была, - как сказала при обсуждении Сталинской Конституции Буваева Ользятя, 60-летняя колхозница из колхоза «Коминтерн» Сарпинского улуса, - ужасная жизнь, полная чаша страданий и невыносимых мук; и теперь, когда я вспомню про эту жизнь, то у меня волосы дыбом встают на голове».

Действительно, товарищи, если сопоставить прошлую жизнь Калмыкии с настоящей жизнью, сопоставить то, что я прочел вам, с пунктами Сталинской Конституции, наполненной глубокой любовью к человеку и заботой о нем, то какая огромная пропасть лежит между той и настоящей жизнью, между этими двумя диаметрально противоположными эпохами! Какое неизмеримо великое значение имеет Сталинская Конституция Советского государства и построенная на ее основе Конституция РСФСР для народов нашей страны и особенно для народов, ранее угнетенных, порабощенных, а теперь завоевавших свободу и равенство, счастливо и радостно живущих под сенью социализма.

Два года тому назад, по инициативе великого вождя народов товарища Сталина, наше советское правительство преобразовало Калмыкию в автономную советскую социалистическую республику. Благодаря любовным заботам товарища Сталина и нашего правительства калмыцкий народ, который находился раньше на самой низкой ступени экономического и культурного развития, теперь поднялся в своем хозяйственном и культурном строительстве и вырос до уровня автономной республики.

Калмыцкий народ поручил мне передать великую благодарность великому вождю народов товарищу Сталину и нашему правительству, в лице товарищей Калинина, Молотова, Сулимова, за любовную заботу о калмыцком народе. (Шумные аплодисменты).

Проект Конституции РСФСР обсуждался на собраниях граждан Калмыцкой республики. Они единодушно одобрили проект. Трудящиеся массы Калмыцкой республики отмечали большую заботу, проявленную в отношении национальных меньшинств в проекте Конституции РСФСР.

Калмыцкая республика, в соответствии с ростом и развитием своей государственности, предлагает произвести некоторые изменения в районировании республик, в частности Калмыцкой. Мы просим увеличить количество районов Калмыцкой республики на 5 новых районов. Вы знаете, что Калмыцкая республика по территории - огромнейшая республика. Ее территория равна всей территории Германии. Дальнейший хозяйственный и культурный рост требует того, чтобы в районировании республики, были произведены некоторые изменения, чтобы были созданы новые районы для дальнейшего быстрого хозяйственного и культурного процветания Калмыкии.

Калмыцкая республика вносит дополнения в раздел Конституции о бюджете. Этот раздел является выражением большой заботы о народнохозяйственном росте автономных республик и областей со стороны нашего правительства. В этом разделе мы хотели бы сказать о расширении бюджетных прав автономных республик, о расширении бюджетных прав районов, с тем, чтобы народное хозяйство и культура получили в дальнейшем свое еще более быстрое развитие.

Товарищи, как я уже сказал выше, Калмыкия, эта в недавнем прошлом колония царского правительства, где царили темнота, отсталость, дикость, нищета, теперь в корне преобразилась, стала равноправной советской социалистической республикой в братской семье народов нашей страны.

Невиданный рост экономики и культуры Калмыкии возможен только в условиях советской власти, в условиях победы социализма.

Сельское хозяйство Калмыцкой республики совершенно изменило свое лицо, животноводство и полеводство имеют большой рост. Высокая продуктивность скота неуклонно растет.

Партийные и советские организации Калмыкии ставят своей задачей в ближайшие годы удвоить и утроить поголовье скота, добиться коренного улучшения пород скота, с тем, чтобы в каждом колхозе был породистый скот, дающий высококачественную продукцию. Калмыкия имеет огромные возможности для развития животноводства, имеет крупную базу для скотоводства, располагая прекрасными подножными кормами, имея возможность создавать большие запасы кормов на зиму. На территории Калмыцкой республики в этом году зимует более полумиллиона голов скота из других республик и краев ввиду недостатка пастбищ на их территориях.

Калмыцкая республика при поддержке партии и правительства будет в ближайшие годы работать над орошением и обводнением своей территории, с тем, чтобы создать интенсивное полеводство и еще более высокопродуктивное животноводство, с тем, чтобы превратить Калмыкию в крупнейшую базу животноводства и кормовых ресурсов нашей Федерации.

Значительная работа выполнена Калмыкией в области поднятия культурного уровня. Калмыцкий народ, который всего 15-19 лет тому назад был неграмотным, отсталым, теперь в подавляющем большинстве стал грамотным, значительно поднялась культурность населения. Если в дореволюционное время Калмыкия почти не имела своей письменности и литературы, то теперь она имеет укрепившуюся, развитую, советскую калмыцкую письменность, и на ее основе создана калмыцкая литература. Собираются и изучаются народное творчество, искусство, и все это используется для социалистического роста Калмыкии.

Выросли литературные кадры, созданы кадры работников искусства из среды коренного населения. В этом году впервые в истории Калмыкии создан государственный калмыцкий театр.

Товарищи, все эти успехи народов, в прошлом угнетенных, культурно отсталых, стали возможны потому, что о них любовно заботится наш великий вождь товарищ Сталин. Это стало возможно потому, что великий русский пролетариат не только помог им освободиться из-под ярма эксплуатации, но помогает поднять их хозяйство и культуру. Это стало возможно в результате победы социализма, развернувшей способности и таланты калмыцкого, народа.

Сталинская Конституция укрепляет и развивает советскую государственность союзных и автономных республик, их неразрывное единство. Она укрепляет братские узы наших автономных республик с международным пролетариатом.

В блестящем историческом докладе товарища Сталина получила дальнейшее развитие ленинско-сталинская национальная политика нашей партии. Товарищ Сталин в своем докладе, касаясь национальных взаимоотношений в нашей стране, сказал «... исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилось в них чувство взаимной дружбы и наладилось, таким образом, настоящее братское сотрудничество народов в системе единого союзного государства.

В результате мы имеем теперь вполне сложившееся и выдержавшее все испытания многонациональное социалистическое государство, прочности которого могло бы позавидовать любое национальное государство в любой части света».

Сталинская дружба народов - это тот могучий советский инструмент, без которого невозможны, немыслимы наши дальнейшие победы и успехи.

Сталинская дружба между народами Советского Союза возникла не сразу, она возникла в результате борьбы за новый мир, в результате борьбы за социализм.
Пусть живет и крепнет великая сталинская дружба между народами!

Разрешите от имени благодарного, счастливого калмыцкого народа пожелать долгие годы жизни, на радость трудящимся всего мира, тому, кто гениально ведет 170-миллионный советский народ от победы к победе; тому, кто без устали работает на благо народов Советской страны и трудящихся всего мира; тому, кто создал величайший всемирно-исторического значения документ - великую Сталинскую Конституцию, - нашему учителю, вождю и другу народов товарищу Сталину. (Бурные аплодисменты).

Да здравствует великий организатор побед социализма товарищ Сталин! (Продолжительные аплодисменты).

Да здравствует Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика! (Продолжительные аплодисменты).

(Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов. 1937 г. Бюллетень №2. Стр. 27-33).

Анджур Пюрбеев, калмыки

Previous post Next post
Up