Сказание из Махабхараты

Jan 24, 2021 17:41

В Гангадваре, то есть во Вратах реки Ганга, на берегу сидел князь Пратипа и молился. Вдруг поднимается из воды прекрасная женщина и садится к нему на правое колено. Пратипа спрашивает, что ей надо? - Она желает любви. Тотчас же Пратипа удаляется и спешит сообщить своему сыну Сантану. «Если тебя полюбит прекрасная, небесная женщина, не спрашивай её, кто она, не порицай ей, и не мешай ей, что бы она ни делала».

Пратипа передаёт Сантану свое царство, а сам удаляется в пустыню. Сантан любит охоту. Раз, охотясь в лесах, встречает он на берегу Ганга необыкновенно прекрасную женщину, которая приветствует его, как своего мужа. И Сантан, помня слова отца, с изумлением и восторгом смотрит на прекрасное явление, восклицая: «От кого бы ты ни происходила, от богов или человеков, от исполинов, от змий или демонов, мне всё равно! О небесная красавица, будь моею супругою!»

Сантан женится на красавице и живёт с нею несколько лет. Только одно омрачает его счастливую жизнь. Всякий раз, как жена его родит дитя, спешит к реке, и говоря: «Я люблю тебя!» - бросает ребёнка в воду. Так погубила она семь новорождённых сыновей, но когда она родила восьмого, отец в ужасе воскликнул: «Не губи по крайней мере этого! Кто же ты такая, говори! Как можешь ты убивать собственных детей! Детоубийца! Разве не знаешь ты, какое совершаешь преступление?» - Тогда жена успокоила его, сказав, что этот сын останется при нём, но она сама должна от него скрыться, потому что он не сдержал условия, спросив, кто она такая.

Расставаясь с Сантаном, вещая женщина открывает ему, что она - сама Ганга - богиня реки Ганга, а жила с ним потому, что так необходимо было для богов. При подошве горы Меру в святой пустыне жил Апава, сын Варуны, божества вод. У Апавы паслась корова Нандини, лучшая в мире. Её похитили у него Васы, духи предков, божества света и воздуха. За то Апава наложил на них проклятие. Все они (числом восемь) должны вторично возродиться в виде людей. Тогда Васы обратились с просьбою к Ганге, чтоб она, сочетавшись с смертным, возродила их. Пусть выйдет она замуж за Сантана, который один из людей достоин этой чести; и когда будет рождать Васов, пусть бросает их в воду, чтоб как можно скорее им вступить опять в мир богов. Впрочем, Ганга выговорила себе условие, чтоб один сын остался у Сантана, в награду за то, что он сочетался с богинею. Васы согласились на это условие, предложив следующее: «Каждый из нас восьмерых даст восьмую часть своего существа: восемь восьмых составят целого человека: он и будет сыном Сантана». Это и был сам Бишма, знаменитейший между людьми.

(Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1. 1861 г. Стр. 319-320).

Индия, Фёдор Буслаев, фольклор

Previous post Next post
Up