Опубликовал статью в "Новой газете"

Oct 09, 2013 20:47


Это очень важный для меня текст, который хотелось опубликовать ещё в конце прошлого года, но не получилось. После московских выборов вновь стал актуальным. Про то, что такое протесты, которые мы наблюдали, и как они могут помочь в "реале".

Закон сохранения энергии «рассерженных горожан». Кто такие столичные жители и что они производят
http://www.novayagazeta.ru/politics/60373.html

В газете сильно подсократили.


Впереди России: что делать креативным горожанам

Прошедшие недавно выборы мэра Москвы и последовавшие оценки в очередной раз выявили пестроту населения крупнейшего города России, его социально-эмоциональную широту и неуловимость определения. Любые попытки обобщить и охарактеризовать тех, кто здесь живёт, неминуемо натыкаются на несогласие и даже обиды тех, кто под эти обобщения или характеристики по тем или иным причинам не подпадает. И в этом нет ничего удивительного: Москва давно уже превратилась в современный глобальный, постиндустриальный город, в котором место есть всем - буквально всем, кого может породить нынешняя цивилизация. И давать всем этим людям определение так же сложно, как определять человечество: получается либо ни о ком, либо не про всех. Процессы, которые происходят в таких городах, как Москва, тоже носят глобальный и во многом опережающий характер - они задают тренды, наблюдение за которыми позволяет лучше понять и подготовиться к предстоящему будущему.

Современный город давно перестал быть лишь местом, где живут люди. В постиндустриальном обществе города концентрируют все передовые идеи и устремления текущего момента, здесь проходит их апробация - своего рода, тест на восприимчивость современным человеком. Будущее сегодня рождается в городах. И чем больше город, тем больше его шансы на определение этого будущего.

Политические протесты в России конца 2011 - 2012 гг. носили ярко выраженный «городской» характер. Наибольшую масштабность они приобрели в крупнейших городах России - прежде всего, в Москве. Их участников позиционировали как «рассерженных горожан», представителей новых городских профессий -  чаще всего менеджеров и офисных сотрудников, «белых воротничков», которые противопоставлялись представителям старых городских профессий (кстати, бывших прежними носителями передовых протестных настроений) - рабочих, «синих воротничков».

Городские протесты - не российская специфика и отнюдь не отражение того, что в нашем обществе что-то «накипело». Если обратить внимание на мировую ситуацию последних лет - от бунтов парижских и лондонских пригородов до стихийного движения Occupy Wall Street, - легко увидеть, что шествия, митинги, пикетирования стали составляющей жизни больших городов - наряду с гипермаркетами, уличной рекламой, высотными зданиями и автомобильными пробками. В больших городах потенциал для подобного рода активности есть всегда, а его проявление - своего рода, «признак» развития того или иного города, знак его достаточной глобализированности, современности, модернизированности. Журнал Time даже признал человеком года-2011 абстрактного Протестующего (The Protester).

Артикулируемый протест - это зачастую выражение конфликта между человеком и окружающей его действительностью, между модернизировавшимся гражданином и не модернизированной средой его обитания, между современным горожанином и устаревшим городским пространством. Если интерес государства, власти - в модернизации экономики в целом, то интерес индивида (тем более, представляющего инновационный, креативный класс) - в модернизации локального пространства вокруг себя, пространства, по которому он судит о качестве общества в целом.

Самим фактом выхода на площади российских городов «рассерженные горожане» показали, что по-своему услышали прозвучавший за несколько лет до этого лозунг власти «Россия, вперёд!» и последовавшие меры по модернизации и развитию инноваций. Они продемонстрировали способность жить по-новому, коммуницировать по-новому, потреблять по-новому. Эти люди - наиболее подготовленная страта для осуществления модернизации экономики, инновационного прорыва, для сокращения технологического отставания России от ведущих стран мира.

Создание новой среды города, удобного для жизни, само по себе может стать методом модернизации в отечественных условиях - довольно эффективным, поскольку не только открывает возможность созидательного использования оставшейся невостребованной энергии «рассерженных горожан», но и максимизирует отдачу от инициативности и творческих идей. Вчерашние протестующие вполне могут заняться изменением среды своего непосредственного обитания: адаптировать её к своим нуждам, потребностям и интересам, сделать активной, гибкой и открытой к запросам пользователей. С другой стороны, формирование современной городской среды создаст и разовьёт необходимую моду на модернизацию, поскольку большие города в России исторически являются ориентирами для всей страны: с них берут пример, их копируют, на них равняются.

Уличная политика, вернувшаяся в Россию в ходе последней федеральной выборной кампании, была многообещающа и одновременно бесперспективна из-за всеохватности, но краткосрочности ключевых лозунгов. Выборы прошли и стали забываться. Итогом прокатившейся волны протестов стало консолидированное, активное, недовольное существующим положением дел меньшинство, готовое (за исключением отдельных «профессиональных революционеров») в том числе и к созидательным действиям во имя общего блага.

Сегодня это меньшинство - «лакомый кусок» для любых идейных центров определения будущего России - своего рода, поле конкуренции за умы между разными группами макро-интересов. Примером такой разворачивающейся конкуренции являлись беспрецедентная кампания по втягиванию этого меньшинства в дискуссию вокруг акции трёх девушек в Храме Христа Спасителя в феврале 2012 года, нагнетание эмоционального фона вокруг новых законодательных инициатив - особенно, связанных с заботой о нравственности и духовном состоянии общества. Угасший интерес к прошедшим выборам замещается новыми, побуждающими к конфликту с властью информационными поводами - вполне закономерный процесс по поиску выхода для осознанно накопленного раздражения.

Очень важно, чтобы все мы смогли направить аккумулированную, но не находящую применения энергию современного городского жителя - не обременённого физическим трудом, неплохо питающегося и умеющего позаботиться о своём здоровье, а значит, не растрачивающего до конца свою активность в ходе рутинного офисного труда - направить эту энергию на создание общеполезных результатов. Свободная энергия членов общества - это и потенциальный источник искомого экономического роста, и - более широко - ресурс страны для совершения очередного в своей истории гигантского скачка в развитии и реализации амбициозных приоритетов на фоне непростых глобальных вызовов.

Наиболее результативным и очевидным механизмом обуздания протестной агрессии и направления соответствующей энергии в востребованное русло является курс на создание современной, удобной для жизни, располагающей к творчеству городской среды в мегаполисах - там, где градус протестной активности наиболее высок, и где население в силу своих ментальных и эмоциональных особенностей наиболее к этому подготовлено. Задача заключается в том, чтобы заинтересовать современных горожан, успевших модернизироваться зачастую быстрее мест своего проживания, вовлечь их в процессы создания нового и, как следствие, придать соответствующие импульсы всей стране. Властям следует дать дорогу разным идеям по улучшению именно городов, а дальше уж пусть креативный класс доказывает свою креативность. Тем самым, может, он и сумеет дать понять, кто же такие столичные жители и что они всё-таки производят.

Previous post Next post
Up