Покидали Гори со сложным чувством - не всегда хочется добрым словом вспоминать нашу историю. Эти "ошибки" правителей, за которыми стоят милионы исковерканных судеб, хорошо ощущаешь здесь, на родине тирана. Особенно, когда выезжаешь за пределы города и видишь следы нынешних правителей - уходящие до горизонта одинаковые крыши домиков переселенцев-беженцев. Кто-то опять взмахнул рукой и изменил течение жизни целого поколения... Любуясь красотой окружающего мира хочется прокричать слова кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!" Столько крови и слез уже и так пролито на этой многострадальной земле. Всю свою жизнь Мать-Грузия не выпускает меч из рук, а она ведь умеет быть такой ласковой и заботливой.
Путешествуя по живописным дорогам, хочется думать о светлом и чистом, как воды Боржоми. Но по легенде и это название сложилось из двух слов: "борж" - крепостная стена и "оми" война. Часто воевали в древности, а город, зажатый между двумя хребтами, имел большое стратегическое значение - поставил по башне на горе и все перемещения подвластны.
Однажды солдаты Херсонского гренадерского полка нашли в лесу на правом берегу реки Боржомки источник, выглядевший как яма, наполненная теплой водой с резким запахом. Полковник заинтересовался, велел расчистить источник и возить воду в бутылках в полк. Страдая заболеванием желудка, он первый опробовал на себе действие минеральной воды, которое оказалось столь благотворным, что он приказал обнести источник камнями и построить неподалеку баню и небольшой домик для себя.
В 1837 году Херсонский полк Попова был сменен полком грузинских гренадеров. Полковой врач Амиров начал исследовать состав и действие минеральной воды из источника. Он же послал первые пробы воды в Петербург и Москву.
Продажа минеральной воды Боржоми началась "вагонами". Розлив воды шел вовсю - если в 1854 году из Боржоми было вывезено всего 1350 бутылок, то в 1905 году, после налаживания производства, вывоз достиг уже 320 тысяч бутылок, а в 1913 - перевалил за 9 миллионов.При советской власти Боржоми стало курортом, а в 1921 году село Боржоми получило статус города.
И только в наше время россиийские чиновники решили, что "Боржоми" вредно для россиянина, испортилась она типа... Но мы себе душу отвели, находясь в Грузии - напились целебной воды вволю. (Думаю именно её заслуга, что мы вернулись домой живы-здоровы. :-))
Цари и их советские приемники любили поправить здесь свое здоровье, в 90х наступил спад, не до отдыха и здоровья было всем, когда жизнь трещит по швам. Сейчас этот гостеприимный городок строится и лет, думаю, через 5 он станет фешенебельным курортом.
А сейчас нас встретил очень приятный молодой человек в туристическом центре, который решил в мгновенье ока наши жилищные проблемы, снабдил картами, на которых отметил, что бы нам посмотреть за время нашего пребывания в Боржоми. Краевеческий музей мы почему-то не посетили, ну да ладно, в следующий раз.
На утро нам предстояло проехать немного (если рассуждать с точки зрения "равнинных" жителей) 120 км туда и около 300 обратно...
Прекрасная дорога петляла между живописных гор, чистый воздух и красота вокруг разрывала грудь. Военное прошлое, следы оборонительных сооружений говорили нам, что мы приближаемся к турецкой границе. Замок Херцвиси стоит на границе ущелья, которое ведет нас к туристической достопримечательности №1 (по нашему мнению) в Грузии - пещерному городу Вардзия.
На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) осталось сейчас около 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.
Происхождение названия «Вардзиа» объясняют следующей легендой. Однажды, когда царица Тамар была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамар крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «აქ ვარ, ძია», «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.
После длинной дороги надо бы и перекусить, тем более, что завтракали "на ходу" - хачапури с тархуном - в 9 утра на курорте не смог я найти открытого заведения. А тут, в тени дерева, на берегу Куры откушать свеженькой рыбки или грузинского "Острого" - так называется суп, который в некоторых меню переводят как "солянка". Должен заметить, что главный ингридиент в любом грузинском блюде - это мясо и суп не исключение. Плотность "первого" блюда такова, что "ложка с нем стоит", для второго уже места не хватает. Вот так и погуляли - по 100 рублей на брата....
Как тяжко после сытного обеда карабкаться в гору...
Пока я поднимался, покряхтывая к монастырю, меня обогнала супружеская чета с эскурсоводом. Он, глядя на мою футболку (трофей с прошлых путешествий) спросил:
- А вы тоже из Австралии?
- Почему "тоже", - удивился я.
- Мои клиенты из Австралии - ответил он.
Никак не думал я встретить австралийцев здесь.
Надеюсь догадаетесь, кто есть кто: австралиец не тот, у которого написано на груди "Australia".
Вардзия построили в двенадцатом веке во время великой грузинской царицы Тамар и её отца Георгия Третьего. В пору расцвета в Вардзия проживало более трех тысяч человек, в сегодняшние дни это комплекс руин, состоящий более чем из 600 структур, связанных между собой коридорами.
В конце 1100-годов на долю Грузии выпали страшные испытания. Самая разрушительная сила тех времен - монгольская орда - ступила на землю. Георгий задумал построить город, который бы спас людей от смерти, а Тамар продолжила строительство в 1185 году, преобразовав его в монастырь.
Строили под горой Эрушели с особой секретностью, и когда подземная крепость была закончена, она состояла из тринадцати уровней. В общей сложности в ней было 6000 комнат, тронное место и большая церковь с внешней колокольней.
Предположительно, единственный путь вел через потайной туннель, который выходил на реку Мтквари (Кура). Внешний склон горы состоял из террас, на которых выращивали овощи, и существовала сложная ирригационная система.
Говорят, в те времена к 3000 монахам, живущим в монастыре, могли при необходимости присоединиться до 50 000 челокек - целое войско, которое могло возникнуть на пути неприятеля "из-под земли".
Некоторые переходы такие узкие, что мы с Поликом туда соваться побоялись, чтобы нас не постигла участь Винни-пуха.
В глубине скалы, за храмом есть неиссякаемый колодец с питьевой водой. Откуда она здесь, на этой высоте - непонятно, но этот колодец "работает" с тех времен - почти тысячу лет.
Увы, но великолепие Вардзии продлилось недолго и в большей степени из-за разрушительных природных сил. В 1283 году мощное землетрясение буквально взорвало город, разрушился горный склон и более двух третей подземного города.
Раньше эти ходы и пещеры были полностью скрыты от постороннего взгляда. После землетрясения уцелела только малая часть.
Но монастырское сообщество оставалось в Вардзия до 1551 года, до набега персидского шаха Тахмасиба. Персы ворвались в монастырь, разрушив многие ценные и важные иконы.
26 Следом за ними пришли турки, которые заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма - копоть от этого пожарища "законсервировала" собой древние фрески. Даже после смерти монахи продолжали защищать свой храм.
27 В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.
В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено, но к счастью его не постигла участь многих российских церквей - взорвать его не посмели, в 1938 комплекс Вардзиа даже был объявлен музеем-заповедником.
В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.
Покинув это святое место, мы двинулись в обратный путь, мимо величественных крепостей и гор. Трудно передать масштаб этого зрелища (фото вверху), но если присмотреться, то можно рассмотреть крепостную стену слева, на склоне горы...
Снова замок Херцвиси, но с другой стороны - он стоит на "перекрестке" двух дорог - на слиянии двух ущелий.
Виляя по дороге, объезжая не только скалы, но и многочисленных коров, а также следы их пребывания на дороге, мы наткнулись на интересную радиостанцию, передающую классику, к великому восторгу Маши. И затанцевал наш паркетничек, будто по паркету, ведомый "Временами года" Вивальди и крепкой женскою рукой.
Эта стена мне напомнила скалистые горы в Штатах, там, где высечены портреты президентов. Я вживую их не видел, как и большинство читателей, но обложку альбома "
In Rock" Deep Purple помнят многие. (Осталось немного обработать напильником)
К вечеру мы прибыли в город Кутаиси, второй по величине город Грузии. На этом его особенности заканчиваются. Есть в нем несколько отреставрированных зданий... Я сфотографировал их все три...
А вот недалеко есть Гелатский монастырь - это действительно красиво. «Задумал Давид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храма» так о нем написано в летописи.
Вид открывается действительно волшебный, за горами видны снежные вершины - это Сванетия, мы туда собирались...
Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии и имел свою собственную академию. В этой академии было занято множество учёных-богословов, философов, ораторов и переводчиков, которые прежде работали в различных монастырях заграницей, в том числе в Манганской Академии в Константинополе.
В Сванетию мы так и не попали, произошел "бунт на корабле", а так как твердого капитана на нем не было, то большинством голосов повернули назад в Тбилиси, сдавать машину, прикупив по дороге сладкого хлеба, отказавшись от зрелищь.
Мне удалось даже порулить в Тбилиси минут пять, я доехал до площади. Заинтересовало нас это творение, остановились узнать, что сие означает. Оказалось ничего, просто велосипед... Только 4х метровый и немного странно устроенный.
Совсем рядом оказалось заведение с таким холодным и вкусным пивом.... На этом мое вождение и закончилось....
Заведение оказалось не одно, их там целая улица! К часу ночи, навигатор вдохнул от нас пьяного воздуха и не захотел никуда уезжать. Объехав с его помошью три раза по одному и тому же маршруту пару кварталов, обнаружили полицейскую машину. Полицейский попытался сначала объяснить, как нам проехать, потом махнул рукой и сказал: - Следуйте за мной!
И началась "гонка с преследованием" по ночному Тбилиси, только наоборот - впереди летит полицейская машина с моргалкой, за ней мы во главе с Машей. Она напрягалась изо всех сил, чтобы выдержать скоростной режим заданный нашим поводырем. Прошу прощения за качество фото: не смог резкость навести. Болтало сильно, наверное от высокой скорости... Президентский кортеж с меньшей скоростью сопровождают. Махнув на прощанье рукой: - "Вот ваш отель" - патруль исчез за углом.
Мы думали: во что же нам обойдуться эти услуги и приготовили самую большую купюру, которую нашли... Не пригодилась...
Не пригодилась она и на следующее утро, когда мы зашли в прохладу питейного заведения испить лечебного напитка.
- Не надо так много, хватит и 3 лари (60руб) за кружку....
Сколько крутились по центру Тбилиси, хотели попасть к крепости, которая так гордо возвышается над городом. Канатную дорогу еще не запустили, поэтому поехали напрямую. Да, действительно, напрямик! В машине молились все, чтобу нашему верному коню хватило силы, а нашему водителю духа, забраться на этот сорокаградусный подъем.
Внутрь заезжать не стали, решили, что хватит адреналина и так.
Окинули сверху так полюбившийся нам Тбилиси, теперь я знаю, откуда беруться такие хорошие Ипполиты...
Глянули на противоположный берег Куры - район, в который мы так и не попали - не нашли дороги туда ведущей...
Осталось сдать машину и на поезд - хотелось ощутить ласковый морской прибой на Батумском побережье.
Перед сдачей машину надо бы помыть, смыть с кузова следы нашего общения с горными коровами. Пока мыли нашу машину, Маша наблюдала за процессом, меня позвали зайти в офис для очень важного разговора... Тема разговора была тяжела - целых пять литров. Я позвал Ипполита на помошь. И началось: - За господа! - как не выпить? Попытка убежать была пресечена : - Слушай, ты же сюда не одной ногой зашел? - выпили еще по кружке. - А какже за святую троицу? - Тут мы поняли - надо бежать, а то дойдем до памяти о 26 бакинских комиссаров и 40 святых....
Сдали машину без проблем. Слегка в приподнятом настроении обнаружили попутчика в нашем купе... Разговор в поезде получился долгим. Кто сказал, что молодое поколение не знает русского языка? А после коньяка? Очень даже знает...
Батуми встретил нас ясной погодой, очень заботливым таксистом и ... сумашедшими ценами в гостиницах. Водитель предложил: может квартиру? В первой жила семья в составе трех поколений, которая сказала, что покинет свою жилплощадь в течении часа-двух, если нам нравится. Мы, ошарашенные, отказались.
Во второй найденной квартире жили иранцы, которые должны были освободить её к полудню. Договорились: 20 лари за ночь с "носа". Квартира "семьи советского инженера времен застоя", но чистая и опрятная, в 100 метрах от прибрежного бульвара.
Оставив вещи у соседа и отпустив, наконец-то, водителя после 3-х часовых скитаний, пошли осматривать отреставрированную центральную часть Батуми.
Все ухожено и красиво, волонтеры на перекрестке вместо светофора. Но даже если они и поднимали табличку "STOP" еще не значит, что на него обратят внимание водители. Не принято тут все-таки пропускать пешеходов.
На площади перед нашим домом и театром, фонтан. В Брюсселе есть знаменитый фонтан "Манекен писс" (писающий мальчик), здесь такая вот двуххвостая русалка со струями воды из.... тела.
На набережной букеты роз, кафе с хип-хопом (или чем-то подобным) и несколькими занятыми столиками. Официанты категорически "не успевают" всех обслуживать, хотя на каждого и приходится максимум по 2 столика. Понятно, молодые, не опытные. Они, как и мы, сюда приехали ненадолго.
В море купаться оказалось невозможно: галька, по которой не зайдешь, волна, которая выкидывает обратно и мусор с желтой пеной, в который совсем не хочется заходить.
Пошли осматривать дальше город. Много разнокалиберных зданий, красивых и не очень, недостроенный "Radisson" и
уже принимающий гостей "Sheraton",
правда с недоделанной парковкой, расказали нам, что здесь намечается курорт "мирового уровня".
Мама-пилот с сыночком авиамоделистом напомнили, что здесь когда-то была всесоюзная здравница.
Начавшийся дождь загнал нас в ближайшее кафе -"Казачок". Заведение с галушками и горилкой, которое держит армянин из Харькова - почти земляк. Что еще делать на курорте, когда на улице дождь?
Вечером после дождя прогулялись по мокрому городу, точнее по его освещенно-подсвеченному центру. Красиво...
Светится каждый кустик, каждое дерево, каждый балкон каждой гостиницы.
Центральная площадь с башней и часами, внизу рестораны... Здесь была предпринята попытка обсчета и хамства со стороны официанта... Первый раз негатив за все пребывание в Грузии.
Говорят Батуми - это не Грузия, а я скажу больше - любой курорт только климатически отличается один от другого, и совсем не представляет собой страну, в которой находится.
Хочешь увидеть страну - выберись из лощеных отелей и причесанных улочек, на окраину, а еще лучше - в деревню. Прокатись с народом на маршрутке. Несколько остановок на автобусе и вот она реальная жизнь - автовокзал. Водители наперебой зазывают в свои маршрутки. подхожу спрашиваю:
- Скажи, дорогой, как проехать в деревню, где мост царицы Тамар?
- Минуту, сейчас уточню - сказал громогласный зазывала. Через минуту он вернулся и сказал:
- Пойдем! - провел нас через весь автовокзал на противоположный угол, подошел к водителю, что-то ему долго объяснял, потом повернулся к нам:
- Я с ним обо всем договорился, он вас довезет и покажет, где выходить. Удачи вам! - и вернулся на свой пост ловить пассажиров.
Сидо, так звали нашего водителя маршрутки, проникся и усадил нас "на лучшие места". Всю дорогу пытался что-то рассказать. Увидел, что у нас кончилась вода, остановился у родника - Попробуйте нашей воды... - Оставил свой телефон, сказав:
- Здесь вам надо около часа-полутора, чтобы все осмотреть и вон там, под водопадом пообедать свежей форелью. Я как раз закончу маршрут и буду ехать обратно. Позвоните, я вас подожду.
Мост Тамар построен в ХII веке без фундамента, опор и опалубки. Просто камень за камнем, друг к другу. Хорош цемент, совсем не разрушается!
Все так и было, а когда вернулись в Батуми, Сидо спросил:
- Куда вас еще отвезти? Хочешь, я вас отвезу на гору, откуда пол-Турции видно? Скажи, а кто тот человек, который вас ко мне привел? Он ваш родственник?
- Нет, он просто хороший, добрый человек, - ответил я.
- Вах!! Скажи, что я могу для вас сделать, чтобы ты и обо мне так вспоминал? - воскликнул он. И в этих словах была слышна такая искренность, в этот миг он стал олицетворением всей Грузии....
На следующий день целый день лил дождь и мы запасшись сыром и вином сидели на балконе и вспоминали "наши похождения".
Прогулка в последний день по Тбилиси - хлопотное и трудное занятие. Надо всем привезти по сувенирчику, а как объяснить, тому, кто здесь не был, что такое Грузия?
Высокие горы? Сванские башни? Вино и застолье? Как описать уют этих улочек?
Говорят, что Бог пришел на землю, чтобы объяснить людям, что есть Добро. Грузины, кажется, хорошо это поняли. Не повлияли на них те советские времена, когда всех пытались отучить от Бога.
Есть в Тбилиси музей "советской оккупации" - был я в нем. Такие музеи можно открыть в любом городе экс-СССР, все через это прошли. У фашизма, комунизма и прочих "-измов" нет национальности. Как нет национальности и у Добра и зла.
Вот и закончилось моё последнее путешествие в этой эпохе жизни. Не было в этом путешествии, в Грузии, моего верного "Санчо-Панса", не смогла она. Следующее путешествие - за здоровьем. Его надо добыть не за семью морями, но за десятью печатями в очень своеобразной стране, под названием Москва. Я надеюсь, что добром я запасся здесь не только на двоих, но хватит и на всех чиновников. Цель уже ясна, а когда знаешь куда идти, считай позади уж полпути. Так что вперед, за здоровьем, в новую жизнь, в новый город, в "новую страну!"