Как говорится, лучше всего знают, как воспитывать детей, те, у кого их нет. :)
Я, наблюдая за детьми друзей, обращаю внимание на подход, которым руководствуются те или иные родители, пытаюсь что-то запомнить на будущее, но пока с трудом представляю, каково это - ежедневно общаться с ребенком и при этом воспитывать его. То есть не просто кормить-одевать-играть, а прививать при этом какие-то моральные ценности, вкус, манеры, развивать его, не подавляя при этом его свободы личности.
Сейчас так сложилось, что параллельно я прочитала вторую книгу о французских детях и прослушала курс по ведическим принципам воспитания и поразилась, насколько по разному, но при этом очень аргументированно и тот и другой метод применим к детям.
Во французском мне крайне симпатичен принцип воспитания детей таким образом, чтобы они уже в юном образе были социализированы, понимали правила поведения в обществе, обладали хорошими манерами и не сводили с ума не только родителей, но и других взрослых. Также понравилась идея прививания хорошего вкуса в одежде, обращения ребенка к искусству, чтению, дисциплине, но при этом с полным пониманием авторитета родителей.
После того, как неоднократно я сидела в гостях и наблюдала, как во взрослой компании дети становятся центром внимания, и поговорить с их родителям, а часто и с другими взрослыми попросту невозможно из-за постоянного "смотрите, как я...", "а давай поиграем!" и тому подобных заявлений детей, на которые многие смотрят с умилением, но мне это несколько странно. Все хорошо до определенного момента. Например, у нас есть одна девочка в среде родственников, у которой большая разница в возрасте со всеми в ее окружении, даже с сестрами. И с малолетства все взрослые в семье (я ее знаю уже лет семь, благо что редко вижу) на все ее выходки за праздничным столом смотрят с восхищением, хотя девочке уже к восьми годам. Для нее вполне нормально вмешаться в беседу, начать прыгать на старшем брате, отвлекать, причем когда я ей сделала тихо замечание ,что я сейчас говорю с другим человеком и не хочу собирать с ней пазл, она наклоняет голову и из-под густых бровей делает такой суровый взгляд, который предполагает, что я должна тут же устыдиться своего непослушания и срочно схватиться за пазл. Родители сейчас уже стали делать ей замечания, но конечно они встречают бурю возмущения, а с чего бы вдруг было можно, а теперь нельзя?
Ведический подход к воспитанию детей напротив предполагает скорее покровительство, чем воспитание, больше раскрытие природы ребенка, чем внедрение его в рамки социальных правил.
Нарушевич, чья манера донесения важных вещей до широкой публики мне очень нравится, говорит о том, что ребенок уже рождается с определенной природой, неся в себе как след прошлых жизней, карму, так и зачатки характера и судьбы, изменить которые родителям не дано. Можно лишь раскрыть в ребенке его природу и помочь ему прожить жизнь счастливо.
Основным подходом при этом он называет покровительство родителей, принятие ими всех негативных эмоций детей, которые у тех появляются порой не из-за внешних раздражителей, но и из-за собственного Я.
он тоже говорит об авторитете взрослого, но не об авторитарности. о том, что не стоит ребенка заставлять делать что-то, ругать его за неудачи.
Особенный акцент он делает на различии воспитания девочек и мальчиков. Если девочке важно, чтобы ее хвалили только за факт ее существования, чтобы она потом не пыталась всю жизнь добиваться расположения людей, мужчин тем, что будет делать все больше и больше ради похвалы, а чтобы она чувствовала, что сама она уже несет в себе божественную искру и уже совершенна. Ее задача только сохранить и развить свои таланты и положительные качества. Тк что и хвалить ее надо не за уборку, которую она помогла сделать маме или за чисто написанное домашнее задание, а за нее саму, за то, какая она красивая, умная, любимая, и все в таком духе.
Мальчикам же напротив такие похвалы будут только во вред. Мужской природе свойственно стремиться к достижениям ,поэтому и хвалить их нужно за сделанные усилия. То есть не "какой ты у меня молодец!", а "какой красивый самолет ты нарисовал! Посмотрите ка, как здорово мой сын умеет рисовать и как старается!". И это будет стимулировать маленького мужчину развиваться в жизни.
При этом важно не сливать на детей свой негатив, в этом он видит вообще основу движения энергии: дети делятся своими переживаниями с матерью, она - с мужем, муж выносит негатив и эмоции из дома во внешний мир (наставнику, священнику, другу, да хоть в бокс). И если негатив идет в обратную сторону, то этим "дымом" отравлены будут все.
Я также часто видела детей, которых родители обрывают на каждом слове, и это неправильно ,и то не так, и вообще иди в комнату и не мешай. В итоге ребенок не понимает, чего от него хотят, замыкается, и общаться с такими детьми непросто, т.к. они боятся взрослых и их реакции.
И вот мне оба этих подхода теоретически очень нравятся, по крайней мере ведический подход в отношениях с мужем я оценила и увидела, как это улучшило нашу жизнь. Но мы то оба взрослые, а тут такая ответственность.
Хочется узнать у мамочек-френдесс, как вы относитесь к этому вопросу и каких принципов придерживаетесь в воспитании своих детей? Понятно, что младенцы требуют больше ухода, чем воспитания, но вообще?
PS Вот кстати тут Катя
nigmatulina чудесно описала свои наблюдения на эту тему, и они мне очень нравятся.
http://nigmatulina.livejournal.com/181095.html