Пока еще свежи воспоминания и переживания - напишу об этом.
Click to view
А началось все в последний день Финлайна. Ну, в смысле, в самый-самый последний, когда мы уже ехали на автобусе в Хельсинки.
На одной из остановок я разговорился с Анной, и у нее вскользь промелькнуло - мол, ну вот, Финлайн кончился, теперь надо готовиться к Тарту.
Я тут же поинтересовался - а что будет в Тарту? :) Оказалось, там в августе роликовый марафон - открытые соревнования на 48 км, на которые катукитайяты обычно высылают массивную делегацию.
- Мы там будем, сказала Анна. - И ты приезжай, от тебя же Тарту тоже недалеко!
Я, уже успевший увясть после слов "соревнование" и, в особенности, "марафон", покивал головой - да-да, круто, конечно, я постараюсь, я подумаю %) Но шутка ли в деле - какой нахрен марафон, да еще и на время, когда еще день назад я помирал на гораздо меньших дистанциях и простейших горках?
Надо просто объективно признать, что в этом сезоне формы у меня нет и не будет. И не дергаться уже.
Но мысль в голову запала.
Вернувшись домой, глянул сайт этого марафона. Выяснилось, что для чайников есть вторая дистанция - 19км. Без награждений и призов - этакий фитнесс-зачет.
А девятнадцать - это уже реально. Моя обычная роликовая тренировка составляет как раз примерно эту дистанцию.
Задумался. :)
Потом нашел на этом же сайте результаты прошлого года - и увял второй раз.
Не, ну то, что крутые пробегают эту дистанцию за 40 минут - понятно, но вот мне с моим обычным временем в час ноль шесть место, похоже, светит в четвертой сотне. Из четырех. %)
Да и пусть светит - внезапно подумал я. Последним не буду - и ладно.
И тут же, не давая себе времени на сомнения, зарегистрировался и оплатил 15 евро за участие.
Таким образом, в жизни опять появилась цель. %)
Ну как - когда впереди какой-то эвент, ты к нему готовишься и есть смысл в этих частых вылазках на тренировки. Когда цели нет - то и шанс того, что ты поленишься и не вылезешь из дома, гораздо больше.
К Финлайну я хоть как то, но готовился. Но он закончился - и стало лениво выкатываться. А вот после регистрации на марафон деваться снова стало некуда :)
Выкатывался. Смотрел на результаты. Плевался, матерился, руки опускались, бывало - но снова и снова выходил на тренировки.
Наблюдал, как неделя за неделей, потихоньку, но все-таки растет средняя скорость и уменьшается время.
Последний результат уже внушал надежды на финиш где-то в серединке %)
Но тренировка - это как сферический конь в вакууме - идеальные условия, плоский ровный асфальт, знакомая трасса и практическое отсутствие других пешеходов/роллеров на пути.
В условиях гонки все будет не так. И непонятно, проще или сложнее.
Ибо это первые соревнования в жизни, опыта ноль, и как оно будет там на дистанции, можно только предполагать. Финлайн вон показал, что меня в этом году убивают напрочь любые мало-мальские апхиллы, будет пара горок на пути - и все, на финиш придется идти пешком.
Поэтому - задача на гонку вырисовывается сама и очень простая: выбежать из одного часа.
Получится - буду собой гордиться.
Не получится - ну, тоже опыт. :)
А по поводу горок - где-то за пару недель на сайте марафона выложили карту дистанции с разметкой высот. Выглядела она так:
Tabivere - это деревня, в которой находился старт. Одна риска по вертикали - 20 метров.
Видите два горба в середине трассы? Первый, исходя из масштаба, вообще показывает, что на 500 метров дороги будет 20м подъема. А за ним еще и второй примерно такой же.
Увидев это, я почти передумал ехать :)
Потом решил, что... ну, в крайнем случае, час десять - тоже ведь результат. Взберусь, если что, пешком =)
-------
Тем временем, незаметно подобралась дата эвента.
Приехав в Тарту за день до, мотнулся в рейс-центр, где получил стартовый комплект, состоящий из номера, специального чипа, крепящегося на ногу для замера времени, и пары брошюр с картами.
Номер мне достался, как видно, 2283.
Кстати, в комплекте оказались и крепления для этого самого номера к одежде. Зря я за пару дней до этого бегал как лось по магазинам "Модница", пытаясь купить набор булавок :-)
Пока раздербанивал пакет, прилетела смска от Боссе с адресом ресторана - катукитайяты тоже прибыли в Тарту и жаждали ужина, на который я милостиво оказался приглашен :)
Надо сказать, в этот вечер меня слегка поколачивал мандраж, и, усевшись со всеми за столик в ресторане, я с тоской подумал, что вот бокал вина сейчас отлично снял бы напряжение - но вроде как завтра бежать, и, наверное, неправильно сейчас пить спиртное.
Но финны, абсолютно все! заказали алкоголь.
Подумал что-то вроде "а я - рыжий чтоли?" и "a едрись оно лошадью в яблоках" - и присоединился к окружающим. :)
На заднем плане моего бокала с вином - Хейкки. Добрейшей души лось, совершенно не говорящий по английски. На Финлайн в этом году не поехал, но до марафона добрался.
И несмотря на все его второй, третий и остальные подбородки - фантастически вынослив на роликах. Забегая вперед - он пробежал 48 км за 2 часа 4 минуты.
-------
Утренняя погода в день гонки была обалденна. Ни жарко, ни холодно - в самый раз.
И лишь встречный ветерок основательно портил картину.
До старта оставался еще час, и я не стал переодеваться сразу, а остался у дороги посмотреть, как поедут участники большого забега. Трасса была одна, просто дистанция 48 километров начиналась дальше, поэтому все крутые неизменно должны были проехать мимо нас.
И они проехали. Завораживающее зрелище, конечно.
Стоишь вот так - а мимо тебя несется этак расслабленно целая стая. :) Во всяком случае, напряжения на лицах не видать особо.
А скорость у них - ну, порядка 35-40 километров в час, да.
После лосей мимо поехали простые участники.
Поток шел постоянно, люди, стоящие у ограждения, хлопали проезжающим, я тоже включился в это дело. И как-то совсем забыл, что у самого-то старт уже через двадцать минут, а я еще даже коньки не одел.
Тем более, выяснилось, что до места нашего старта от промежуточного финиша 48км надо пилить еще метров шестьсот. :)
В общем, пока переодевался, уже громко по матюгальнику объявили, что у участников есть последние пять минут, чтобы сдать вещи для отправки на финиш.
Кое-как упаковал рюкзак, скинул его в машину бравым эстонским военным - и отправился в стартовый коридор.
Надо сказать, что старт был массовый - ну, то есть, все бегут толпой из одного места. И соответственно, кто урвал место ближе к стартовой линии, получает преимущество.
Я, как уже говорил, замешкался с переодеванием - и поэтому в коридоре оказался метров за сорок до стартовой черты. Не сказать, чтоб самым последним - но где-то три четверти всех участников стояли впереди.
Где-то за минуту, в 12.59, взвел наручный GPS, запустил Endomondo на смартфоне, чтобы писался трек - и с любопытством стал ждать - интересно, как объявят старт.
Оказалось, банально - выстрелом из пистолета :)
Стартовый коридор был относительно узким - метра три, народу было много - поэтому первые метры были оч похожи на начало Боброва - толпа, все микроскопическими шажками продвигаются к воротам - и только те, кто уже выскочил из коридора, разъезжаются по всей ширине дороги.
Пока наш хвост прорубался на оперативный простор, я еще раз сказал себе - так, главное сейчас не гнать сразу со всей дури, а то сдохну и на конец сил не останется.
Естессно, как только мы выломились за черту, я напрочь забыл об этом и понесся со всей дури. :)
В хвосте в основном собрались медленные роллеры, поэтому, вспоминая навыки пипл-слалома, я начал довольно успешно пробиваться вперед.
Но в какой-то момент меня самого обогнал дядька с номером 2100 - и, поняв, что это мой шанс, я встал за этим самым дядькой.
До сих пор готов сказать от всей души - спасибо тебе, незнакомый эстонский мужик Krass Aarne - имя я потом посмотрел в протоколе. Ибо сам против ветра я с такой скоростью двигаться бы смог очень и очень недолго, а за ним ехалось если не совсем легко, то хотя бы вполне терпимо.
Километра через два за нами уцепилась еще одна девушка с номером 2296 - и так мы, паком из трех человек, стремительно, как раскаленный нож сквозь масло, летели сквозь медленных роллеров, ловя на себе взгляды.
Примерно такие же, каким я сам однажды проводил просвистевшего в точку на горизонте спидскейтера на ночной покатушке, сделавшего меня, как стоячего, при том, что я сам уверен был, что еду быстро %)
Вот наша средняя скорость на первых километрах. 27.6 - как раз предыдущий абзац про этот промежуток дистанции, да :)
Где-то на шестом километре наш эстонец, ведущий пак, сделал вид, что устал - в общем, сбросил скорость, а потом резкими маневрами объехал очередную медленную группу и оторвался. Девушка рванула его догонять, я тоже дернулся было - но быстро понял, что либо я щас грохну на рывок кучу сил, и подъеду к большой горке, которая уже через километр, вымотанным, либо спокойно еду, сохраняя силы. В конце концов - не питая иллюзий - все равно на подъеме они бы от меня убежали.
Горка встала впереди решительно и неотвратимо.
Оч хорошая фотка, на которой можно хорошо оценить, так сказать, масштаб бедствия. %)
Как взбирался - долго расписывать не буду, наверх вкатил, хватая ртом воздух, но средняя скорость на отрезке была-таки 17 км/ч :)
Сразу наверху был промежуточный финиш - и питательный пункт.
Посмотрел на GPS, глянуть, сколько времени ушло на эти 7,5 км - увидел цифру в 12 минут 57 секунд. Пока осознавал, что этого быть не может - должно быть не менее двадцати! - обнаружил, что время на приборе не увеличивается. Оказалось, что GPS, собака, завис километра три тому назад.
Поняв, что остался без часов и возможности хотя бы примерно оценить время прохождения дистанции до ее финиша - типа укладываюсь в час или нет - философски подумал - ну, значит, на финише будет сюрприз. %)
Питательный пункт устроен вот так.
Столики, на них вода в стаканчиках, иногда подслащенная, иногда нет - по какому принципу неясно. Мне на первом пункте попался стакан со сладкой водой, на втором - с обычной.
Девочки и мальчики в салатовых жилетках, когда мимо едут роллеры, хватают эти стаканчики и на лету пытаются роллерам впихнуть. Получается не всегда - особенно, если роллер едет со скоростью автомобиля :)
Но на самом деле даже если удастся ухватить стакан без потерь, я все равно так и не понял, как его на ходу пить.
ВНЕЗАПНО я обнаружил, что человек устроен так, что он может либо пить, либо дышать %) А прерывание дыхания на ходу даже на секунду, чтобы сделать глоток, мгновенно его (дыхание) сбивает.
В общем, кое-как вылакал я эту воду - больше промучился, правда, но надо было восстановить баланс жидкости после подъема.
Вторая горка, кстати, оказалась почему-то легче первой. Может быть, не такая крутая, а может, ноги отдохнули на спуске после первой, но в нее я взобрался практически без проблем.
А вот второй спуск вышел зачетным. :)
Даунхилл с переменным успехом продолжался порядка полутора километров, и состоял из двух частей - крутой, где все разгонялись, и пологой - там скорость уже не увеличивалась, но и не становилась меньше. В итоге пришлось простоять в низкой стойке три минуты, и максимальная скорость набралась приличная - 42.7 км/ч.
На середине спуска стало даже страшновастенько. Подумал, что один, без паровоза, до сих пор так быстро особо не спускался, штатника, чтобы притормозить, если что, у меня на Бонтах нет, а начну на такой скорости оттормаживаться т-стопом - тут же трасса для меня и кончится в ближайшем кювете :)
На спуске ноги отдохнули хорошенько. Опять же порадовался, что мой немаленький вес иногда приносит реальную пользу - инерция набирается знатная, и когда народ уже вовсю расталкивается после спуска, я, все еще сложенный в стойке, продолжаю катиться быстрее них. %)
Но в кои-то веки даунхилл кончился, лафа - вместе с ним. Миновав второй питательный пункт (снова попытался попить, но на этот раз вода совершенно не полезла в глотку, я и просто вылил стаканчик себе на голову), обнаружил себя проезжающим мимо таблички "Finish 8 km".
Хорошей новостью было то, что дальше, судя по диаграмме высот, рельеф был относительно плоским.
Плохой новостью - на этой части дистанции народ уже катил сильно разреженно, и встать за кем-то уже было сложно, ибо до ближайших роллеров впереди было порядка сотни метров, а ехали они с моей же скоростью.
В общем, предстояло отработать эти оставшиеся восемь километров в монорыло. Как на тренировке.
Чем я и занялся.
В общем-то так и ехал, пытаясь держать скорость по ощущениям в районе 23-24 км/ч.
Асфальт был относительно неплох, но местами залатан. Я старался объезжать эти стыки заплат, и в один момент перед маневром, как обычно, быстро глянул через плечо назад - ну типа убедиться, что никто не накатывает из-за спины, и я никого не подрежу - но вдруг увидел прямо за собой девушку. В итоге маневрировать не стал, давая возможность себя объехать - но она почему-то этого не сделала. Тут я глянул за спину повнимательнее - и обнаружил, что тащу на себе пак из трех человек. =)
Ладно, как хотите - подумал я. В конце концов, эстонец в начале гонки меня самого тоже протащил неплохо :)
Километров пять так и ехали. В какой-то момент откуда-то сзади вырулил мотоцикл медицинской службы - и секунд тридцать ехал вровень, а сидящие на нем внимательно меня рассматривали. Неужели так хреново выгляжу? - подумал, и показал им большой палец. Те кивнули, умчались дальше :)
За пару км до финиша понял, что устаю.
Глянул через плечо - пак был на месте.
Сбросил скорость слегка в надежде, что кто-нить меня обгонит и встанет впереди, чтобы я отдохнул немного. Никто не обогнал.
Поехал совсем медленно - ну, типа щас-то кому-нить надоест тащиться! Хрен там был, не надоело :)
Лааадно, снова подумал я. Опять же - как хотите :) Чтоб я из-за вас себе время портил... Два километра - это шесть минут. Шесть - и все, финиш, осталось-то потерпеть, тьфу.
И снова поехал быстро.
А финиш возник внезапно - метрах в пятистах по ходу.
И тут пришло в голову - а вот щас эти отсидевшиеся за моей спиной сделают рывок и меня, уставшего, еще и обгонят :)
Не знаю, насколько верная была мысль - читал, что подобное сплошь и рядом бывает в больших гонках, а тут возможно уровень все-таки не тот, но... в любом случае, подобное, если произойдет, будет оч обидно.
И я, вспомнив противоракетный маневр эстонца, стряхнувшего нас с себя в начале гонки, изобразил то же самое. Ушел в сторону, резко ускорился, затем рванул в другую - и выдал все, что оставалось еще в ногах на тот момент.
Ни о чем не думал тогда. Видел финишные ворота и бежал туда со всей дури.
За пару сотен метров до финиша стал виден таймер на воротах.
Через десяток секунд я различил бегущие цифры на нем - 0:50:37.
Еще через несколько секунд я пересек финишную черту.
Оглянулся, увидел, что двоих из пака сбросил, но девочка, сидевшая сразу на хвосте, уцепилась-таки до конца. Хотя обогнать не обогнала :)
Пока катился по финишному коридору, стюарды оперативно всучили памятную медаль, бутылку воды и сняли с ноги чип. Причем, делали это все чуть ли не на ходу :) А после выезда из коридора пришлось еще раз переть в горку - ибо рейс-центр находился на небольшом возвышении.
Правда, в этот раз торопиться было не надо. :)
Наверху встретил тоже прибежавших со своей большой дистанции катукитайятов. Выпил с ними пива, продающегося здесь же, прямо в гоночном центре :)
Они рассказали, что Мерия во второй раз выиграла категорию N55 - женщины от 55 до 59 лет.
Кстати, она не только категорию выиграла - она еще впереди всех катукитайятов прибежала. За час сорок семь, или что-то вроде того.
Не, я уже правда устал ей восхищаться :)
- А как пробежал ты? - спросили меня.
И тут я сообразил, что, собственно, до сих пор не знаю своего точного результата.
- Сходи вон в ту будочку, - сказали мне. - Наверное, там вашу гонку тоже уже вывесили.
Действительно, вывесили.
Смотря на это, я впервые и осознал, что ж я сделал-то.
Точнее как - ну, попытался осознать - ибо совершенно серьезно максимум на что рассчитывал - это время в районе часа и место где-нить в третьей сотне. А тут...
А тут - 99 место (первая сотня!), восьмое место в своей возрастной категории - и время, ежовый дрын, время! - 50 минут 50 секунд. Выбежал из часа, чо уж там :)
Осознавал результат весь день после гонки.
Подумывал, что можно было не щелкать клювом, а пойти в стартовый коридор пораньше - возможно, это сэкономило бы еще секунд двадцать.
Да и вообще, если бы не сложил с самого начала в этом сезоне на свою физическою форму большое то, что достают из широких штанин - пробежался бы, наверное, еще быстрее.
Вот это последнее утверждение и решил проверить в будущем году :)
Теперь выбегать придется не из часа, а из 50 минут.
Мне кажется - вполне достойная цель, да? :)