Оригинал взят у
marina_klimkova в
"Храмы с темно-синими крышами, соврешенно не присущими традиционной русской храмовой архитектуре..."Два года назад в епархиях Русской Православной Церкви была введена должность древлехранителей, к компетенции которых относятся вопросы сохранения объектов культурного наследия религиозного назначения - зданий, икон, фресок, храмового убранства (подробнее см. на
сайте Московского Патриархата). 27 января в Москве состоялось совещание, на котором церковное сообщество обсудило эти проблемы.
Информационные порталы сообщают, что собрание вел настоятель московского храма во имя священномученика Климента, папы Римского, протоиерей Леонид Калинин, который также является председателем Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, членом Патриаршего совета по культуре и древлехранителем Московской городской епархии. От себя скажу, что о. Леонид Калинин - выпускник Суриковского художественного института, учившийся там одновременно со мной и получивший профессию скульптора. Зная его лично, с интересом прочла материалы встречи, на которой прозвучала жесткая критика в адрес современного положения дел в области сохранения памятников в епархиях.
Покровский храм в Тамбове. 31 января 2017 года
Приведу фрагменты некоторых выступлений.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЦЕРКОВНОГО НАСЛЕДИЯ
Открывая встречу, о. Леонид Калинин ознакомил собравшихся с первыми итогами работы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации (ЭСЦИАР), созданного в апреле 2016 года. Отец Леонид отметил, что сейчас в адрес Церкви звучит много правомерных нареканий со стороны общественности, вызванных некачественными реставрационными работами на памятниках культуры религиозного назначения. «Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, напрямую архиереем, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви, - констатировал председатель Экспертного совета. - Нам бы не хотелось, чтобы к Церкви относились пренебрежительно, чтобы о ней говорили как о какой-то средневековой отсталой структуре, которая закрыта для всех и своими действиями нарушает принятые порядок и законы, которые утверждены в государстве». Решение проблемы требует упорядоченности и согласованности действий, когда решения Священного Синода доводятся до архиереев, а те, в свою очередь, организуют в своих епархиях соответствующие органы управления и контроля для проведения реставрационных и строительных работ.
Усилия общественности необходимы для сохранения культурного наследия религиозного назначения. Об этом заявил А.С. Миронов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, созданного в 1992 году для мониторинга состояния объектов культурного наследия. Для эффективного осуществления этой работы, по его мнению, сегодня невозможно обойтись без
привлечения добровольцев. Не случайно на состоявшемся в прошлом году заседании Президентского совета по культуре и искусству 80 % времени было посвящено обсуждению роли и деятельности добровольных помощников государственных учреждений культурной сферы.
Иерей Михаил Титов, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления (ФХУ) Русской Православной Церкви по вопросам реставрации и Н.А. Васильева, архитектор-реставратор отдела реставрации и ремонта ФХУ, говорили о реставрации. Определенную проблему для приходов и монастырей представляет диалог с реставрационными фирмами - подрядчиками, которые порой оказываются недобросовестными. Такие структуры задействуют в реставрации уникальных памятников дешевую и неквалифицированную рабочую силу из ближнего зарубежья или мигрантов, а в случае возмущения представителей заказчика готовы действовать криминальными методами, предлагая настоятелям «откаты» за подпись на акте приемки реставрационных работ. В этом контексте очень уместно и своевременно прозвучало предложение протоиерея Леонида Калинина создать реестр проверенных подрядчиков, которые уже достойно показали себя на церковных объектах. Но во всех случаях древлехранители обязаны тщательно следить за ходом ремонтно-реставрационных работ.
Архитектор-реставратор высшей категории, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра, член Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ С.В. Демидов в качестве одной из наиболее актуальных проблем в области сохранения церковного наследия назвал недостаток квалифицированных специалистов в области реставрации. Лицензию на свою деятельность имеют более 4000 (!) реставрационных организаций, при том что аттестованных реставраторов, согласно реестру Министерства культа РФ, всего около 400 человек, констатировал он.
Итог реставрационной работы зависит не только от квалификации реставратора, но и от заказчика - прихода храма. Сергей Васильевич обратил внимание на распространенное заблуждение, когда по просьбе настоятелей символику цветов церковных облачений переносят на храмовые фасады при их покраске. «В результате такой реставрации мы видим храмы с темно-синими крышами, совершенно не присущими традиционной русской храмовой архитектуре, синие и зеленые стены, - с сожалением заметил он. - Логика заказчика проста: раз Троицкий собор - давайте зелененьким покрасим, Богородичный - синим. Но никакого отношения цветовая символика церковных облачений к покраске памятника не имеет!».
Вторая большая проблема - повсеместное применение меди при реконструкции и строительстве кровли храмов. «Медь - долговечный материал, но это вовсе не значит, что ее не нужно красить, - отметил реставратор. - Широкое распространение в качестве кровельного материала имеет и нитрид титана, который при одной погоде блестит, при другой выглядит темным. Цвет играет очень большую роль в художественном восприятии любого памятника. У нас в России никогда не было храмов с черными куполами и барабанами, с черными крышами. Такого не должно быть!».
При реставрации храмов настоятели зачастую меняют «расстекловку», т.е. характер оконного переплета. В итоге храм XVIII века с изначально мелкими ячейками оконного проема «украшается» двустворчатыми рамами, как в современных жилых домах.
Большой проблемой на его взгляд является утрата деталей внешнего храмового убранства. Особую озабоченность вызывает состояние памятников храмового зодчества с историческим покрытием - черепицей. «На моей памяти утрачена черепичная крыша храма Воскресения Христова в городе Балахне Нижегородской области - подлинную зеленую черепицу XVII века заменили на медное покрытие», - рассказал он.
Столь же бездумно, по словам докладчика, портятся интерьеры храмов. В одном из епархиальных центров Нижегородской области в храме XVIII века по усмотрению настоятеля историческое паникадило - ровесник собора - было заменено на типовое многоярусное, созданное на художественно-производственном предприятии «Софрино». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий дал указание вернуть историческое паникадило, уже подаренное сельскому приходу, на прежнее место. К сожалению, через несколько лет, вновь посетив собор, очевидец этой истории увидел, что настоятеля давно сменили, а все старинные паникадила заменены на софринские.
Очень неоднозначно относятся отцы настоятели к древним иконам, отметил С.В. Демидов. Так в одном городе для очень известной древней иконы, с которой был возобновлен крестный ход, специально создали киот. При обмерах ошиблись на несколько сантиметров и не нашли лучшего выхода, чем отпилить у иконы XIII века (!) «лишние» сантиметры. В той же епархии, когда красочное покрытие одной из чтимых древних икон начало шелушиться, ее намазали силикатным клеем (!) и приклеили сверху кусок фелони, чтобы закрыть все эти разрушения.
Малоприятная история связана и с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Рождествено, знаменитой тем, что ее прихожанином являлся отец А.В. Суворова - генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, похороненный там же.
При реставрации храма специалисты отыскали могилу генерала, восстановили фамильный склеп, вернули на него белокаменное надгробие XVIII века, которое валялось на улице. На храме были восстановлены подлинные кресты, установленные по указанию А.В. Суворова. Их после тщательных розысков обнаружили на прилегающем к храму кладбище.
«При реставрации нас смутило отсутствие полумесяца на крестах, хотя следы от них сохранились, - рассказал Сергей Васильевич. - Потом нашли записку - распоряжение А.В. Суворова своему управляющему в имении - купить кресты на храм самой лучшей работы, но «без полулуниев». Установили эти исторические кресты. Не так давно я побывал в Рождествено. Надгробие отца полководца снова выкинуто на улицу, на храме установлены «типовые» софринские кресты, а подлинные «суворовские» утрачены. Их попросту выбросили».
По мнению С.В. Демидова, необходимо привлечение специалистов, в том числе археологов, когда идет речь о земляных работах, особенно связанных с захоронениями. В качестве положительного примера он привел опыт сотрудничества с Институтом археологии Российской академии наук, позволившее в результате долголетних трудов восстановить в Троице-Сергиевой лавре некрополь Московской духовной академии, включая места погребения профессоров, а также найти могилы известного церковного историка архимандрита Леонида (Кавелина), епископа Никона (Рождественского), семейное захоронение первого русского генералиссимуса А.С. Шеина.
Завершая выступление, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра призвал во всех храмах создать опись имущества, напомнив, что в 1970-1980-х годах они существовали повсеместно и составлялись приходами совместно с музейными работниками. Эта мера помогала эффективному сохранению церковного имущества.
В вопросе необходимости учета приходского имущества своего коллегу поддержал заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц. Он сообщил, что в отсутствии документов, подтверждающих принадлежность приходу предметов церковной утвари, икон и других святыни Интерпол не принимает к рассмотрению дела об их хищении, а это сводит на нет усилия по их возвращению в страну.
Особое место в программе совещания заняло выступление архитектора-реставратора из Франции А.С. Тутунова. В настоящее время он выступает консультантом по реставрации 12 храмов Данковского благочиния Липецкой епархии. Как с сожалением отметил эксперт, приходское духовенство крайне редко в полной мере осознает значимость сохранения при реставрации исторических элементов архитектуры и убранства и часто в поисках способов удешевления процесса реставрации идет на шаги, способные пагубно отразиться на состоянии храма в дальнейшем. Зачастую в стремлении обновить храм ими выбрасываются старинные оконные переплеты, остатки кровли, ставни и двери, что чревато утратой исторического облика храмового здания.
«Наши провинциальные батюшки обожают штукатурить храмы цементом, - констатировал Андрей Сергеевич. - Но цемент - это гибель для храма. Такой храм простоит еще максимум 50 лет, потом просто будет разваливаться в труху. Точно также категорически нельзя использовать цемент при реставрации, а с этим приходится сталкиваться постоянно».
Гость из Франции, родившийся в Советском Союзе и имеющий корни в среде эмигрантов первой волны, часто обращался к опыту Российской империи, ныне незаслуженно забытому. Он, в частности, напомнил, что сегодня фасады храмов при ремонте и реставрации окрашивают в самые разные цвета по усмотрению настоятеля, в то время как еще государь император Александр I утвердил определенные цвета для окраски церковных фасадов. Выступающий призвал соблюдать эти установления, равно как и традицию императорской России - окрашивать церковную кровлю в зеленый или красно-коричневый цвета. «Главы куполов никогда не красили в нежно-голубой цвет. Это чисто советское явление, подчеркнул он.
Реставратор категорически воспротивился идее ставить в старинных храмах современные пластиковые окна, которые создают в помещении эффект термоса, что губительно сказывается на состоянии фресок и икон. Оконные переплеты приемлемы только деревянные, причем они вполне могут быть из сосны, а не из дорогостоящего дуба, который пытаются навязать приходским священникам недобросовестные подрядчики. Переплеты церковных окон и двери в России практически всегда красились в белый или светло-серый цвет, покрывать их бесцветным или тонированным лаком неправильно, отметил он.
Особую озабоченность реставраторов вызывает стремление приходских настоятелей заменять старинный большемерный кирпич современным. «Закон о размерах кирпича был принят только в 1847 году, - отметил докладчик, - а до этого каждый использовал кирпич, какой хотел. В XVII-XVIII веках кирпич часто был большемерный, он толще современного. Меня батюшки спрашивают: можно ли заменить большемерный кирпич современным? Нет, этого делать нельзя, это нарушение всех реставрационных норм, конструктивной устойчивости и эстетики! Нужно специально заказывать на заводах кирпичи нужной толщины».
Среди примеров, приведенных А.С. Тутуновым, было несколько откровенно комичных, свидетельствующих, порой, о богословском невежестве заказчиков реставрации в священном сане. Он, в частности, отметил, что среди провинциального духовенства бытует твердое убеждение, что существует только одна православная форма креста - восьмиконечная. В итоге, их устанавливают без разбора и на барочные, и на ампирные церковные здания. Русская Православная Церковь, напомнил эксперт, признает равнозначность всех форм креста, и эту тему проходят во втором или даже в первом классе семинарии. Другим предубеждением является признание только одной «православной формы главы» - луковичной.
Он также призвал настоятелей приходских общин рационально и взвешенно подходить к проектам новых церковных зданий. Нельзя делать выводы о качестве проекта на основании вида храма с высоты птичьего полета, созданного с помощью современной трехмерной компьютерной графики. Все это очень красиво, но мало кто из прихожан или клириков имеет возможность увидеть церковное здание именно с этой точки. И здесь стоит перенять опыт императорской России, согласно которому архитектор должен был представить ортогональные чертежи трех фасадов - восточного, северного и южного.
В целом, сфера сохранения церковного наследия и храмоздательства в России сегодня остро нуждается в квалифицированных специалистах, отметил гость из Франции.
Источник:
Московский Патриархат. Патриарший совет по культуре