Если-бы я собственными ушами не услышал как представитель Никаса Сафронова на открытии выставки своего патрона в Твери рассказывает любопытствующим дамам о хрустальных шарах, которые нравятся Лужкову, о том с кем из больших людей дружит его босс и прочую лабудень, то мог-бы подумать, что следующие цитаты из Никаса просто фейк. "Н. Сафронов: На заднем плане лужковского портрета я изобразил храм Христа Спасителя. И все же чего-то не хватало в композиционном решении всей работы. И тогда мне почему-то пришла в голову мысль изобразить рядом с Лужковым хрустальный шар, символ совершенства формы и магического предвидения.
Справка. Впоследствии оказалось, что Лужков собирает хрустальные шары." "И Юрий Михайлович представил меня Шанцеву. В конце разговора Валерий Павлинович пригласил зайти к нему в гости. Вскоре встреча была назначена. Я взял одну из своих работ в подарок. Когда мы увиделись, Шанцев спросил: «Тебе, наверное, что-нибудь надо, раз ты пришел ко мне». «Ничего, - ответил я. - Вы так много сделали для моей Москвы, что это лишь маленькая дань уважения к вам». «Ты первый, кто за год ничего не попросил», - произнес он. Прощаясь, я сказал: «Впрочем, есть одна просьба». «Видишь, - оживился Шанцев. - Наконец-то. Говори». «Хотелось бы написать ваш портрет». Валерий Павлинович внимательно посмотрел. «А за портрет что тебе надо?» - «Дружбу». - «Э, брат, самое дорогое просишь, - задумчиво проговорил вице-мэр. - Был у меня один друг, только он предал меня, с тех пор я разочаровался в дружбе». Началась работа над портретом. До меня Шанцев уже позировал другому художнику. Но на том портрете Валерий Павлинович не узнавал себя. Я видел этот портрет. Действительно, классический, по технике безупречный, но сходства очень мало. Мне разрешили бывать на заседаниях, приезжать на дачу, наблюдать Валерия Павлиновича в кругу семьи. Я делал наброски, много набросков, и лишь потом приступил к работе маслом. Шанцева было приятно и интересно писать. У него красивое, мужественное лицо. Как мне показалось, лицо с портретов голландских мастеров 16 века. К тому же у нас появилась какая-то внутренняя связь. Над портретом я работал целый месяц. Когда закончил, позвонил Шанцеву, предложил посмотреть портрет. Валерий Павлинович вскоре приехал. Долго смотрел на портрет. И когда уходил, в дверях сказал: «Что ты просил, у тебя теперь есть».
Шендерович о книге Н.Сафронова
http://www.shender.ru/syrok/?date=20040409