Оригинал взят у
pav_leg в
Забытые храмы Краснохолмского района (Часть I или Отче наш у истока Могочи)Предлагаю совершить путешествие на южную окраину Краснохолмского района, где в поле между деревнями Горка и Грудино берет свое начало речка Могоча и где находится памятник архитектуры местного значения "Казанская церковь с росписью и иконостасом".
Село Могочской волости Бежецкого уезда Русское-Кошево расположено от Твери в 149-ти, от Бежецка в 24-х верстах. Названием своим волость обязана реке
Могоча, что. начинаясь чуть юго-восточнее села, протекает по Краснохолмскому, Молоковскому и Бежецкому районам и, сливаясь с Мелечей в реку Осень, впадает в Мологу напротив небезызвестных
Еськов.
Название села происходит от древнерусского "кош" - лагерь, стоянка, поскольку в XIII-XIV веках в этих местах располагался стан русских воинов. Дополнение "русское" возникло из-за того, что неподалеку располагался лагерь татаро-монгол.
Ныне об исчезнувшем селе напоминает лишь одиноко возвышающася над округой колокольня, да заросшее кладбище к югу от храма, выглядящие из космоса следующим образом (храм по центру справа от дороги):
А с земли вот так:
Каменная Казанская церковь выстроена в 1800 году. Имела три престола: холодный Казанской Божией Матери; теплые: южный - Алексия Митрополита Московского, северный - Святителя Николая.
Прихожан по состоянию на 1914 год в деревнях: Горка, Грудино, Прокино, Каменное, Старое Гвоздино, Рудихово, Василево, Починки - 1159 мужчин, 1319 женщин.
Симметричный относительно продольной оси храм представляет собой барочный неравносторонний восьмерик с узкими диагональными гранями на приземистом двусветном четверике, к которому с востока примыкает граненая аспида. Купол восьмерика венчала главка, поставленная на глухой восьмигранный барабан. Любопытен декор основного объема и алтарной аспиды, выполненный с использованием классицистских элементов, как то лопатки, филенки, рустовка и фронтоны.
С запада к основному объему храма примыкают более поздние (вторая половина XIX века) обширная трапезная со скругленными углами и высокая четырехъярусная колокольня, выполненные в псевдоклассицистских формах. Боковые фасады трапезной расчленены пилястрами на три прясла, среднее из которых завершено фронтоном.
Нижний четверик колокольни, прорезанный по сторонам арочными проемами и круглыми окнами второго света, оформлен по углам спаренными пилястрами и завершен аттиком с треугольными фронтонами. Три верхних яруса колокольни по аналогии с основным объемом представляют собой неравносторонние восьмерики с глухими диагональными гранями, прорезанные по сторонам света высокими арочными проемами. Украшают фасады двухпилястровые портики, завершенные на втором и третьем ярусах фронтонами. Четвертый ярус фронтонов не имеет и венчается массивным граненным луковичным куполом в русско-византийском стиле.
Однако привлекателен храм далеко не внешним видом, поэтому поспешим ознакомиться с его интерьерами.
Начнем с трапезной, состояние которой весьма плачевно - своды левого придела обрушены.
Своды правого придела пока целы, однако, глядя на угрожающие трещины, задумываешься - а надолго ли?
"Маловерие Петра"
Осмотрев остатки поздней академической живописи на сводах, покидаем трапезную и следуем в основной объем храма, под уцелевшей кровлей которого практически полностью сохранилась роспись, предположительно - последней трети XIX века.
Однако, примечательна роспись, в первую очередь, столько не самими сюжетными композициями, кстати, довольно посредственного качества, сколько богатым архитектурно-живописным гризайлевым декором охристых тонов.
Наиболее роскошно оформлена западная стена, арочный проем которой выделен рисованным ризалитом: на переднем плане изображены две ниши-экседры со скульптурами святых в полный рост, а над аркой - "Нагорная проповедь" в богатой орнаментальной раме.
И крупнее:
По бокам от ризалита изображены композиции: неустановленный (буду рад подсказке) сюжет слева и "Благословление детей" справа.
Четверик отделен от восьмерика проходящим ниже уровня тромпов живописным антаблементом.
На боковых стенах изображены сюжеты на тему
уже знакомых нам заповедей блаженства с подписями на церковнославянском:
На северной в простенках окон первого света "Блаженны есте" и "Блаженны миротворцы"...
...а под окнами восьмерика слева направо "Блаженны милостивии", "кротцыи" и "нищие духом".
На южной под окнами восьмерика слева направо "Блаженны плачущии", " алчущии и жаждущии правды" и "чистии сердцем"...
...а в простенках окон первого света "Блаженны изгнани правды ради" и сюжет на тему Евангелия от Матфея 5:24 "оставь свои дары перед алтарём, пойди и примирись"
Восьмерик расписан сюжетами, иллюстрирующими основную христианскую молитву "Отче наш", с изображением адресата в центре трехчастной композиции на западной стороне. В верхней части диагональных граней восьмерика изображены евагелисты, из которых наилучшую сохранность имеют Марк (юго-западная грань) и Матфей (юго-восточная грань), хуже сохранился Лука (северо-западная грань) и практически утрачен Иоанн (северо-восточная грань).
Стыкуя молитву с изображениями, крутим головой: "Отче наш, сущий на небесах! (предположительно над изображением Бога отца) да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе (северная сторона между окнами); хлеб наш насущный дай нам на сей день (южная сторона между окнами); и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь."
Закончив знакомство с росписью основного объема, обратим внимание на неплохой сохранности раму четырехярусного иконостаса - нет лишь нижнего яруса.
Заглянем в алтарь - на восточной стене изображен "Спас на престоле".
На боковых стенах: Алексий Митрополит Московский (слева) и Иоанн Златоуст (справа)
Ну вот, вроде бы и все: наше знакомство с данным культовым сооружением подходит к завершению.
P.S. В описательной части использованы материалы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
Благодарю за внимание!