Симонов Л.Н. Стили в переплетном искусстве

Aug 24, 2017 18:39





Подобно архитектуре, живописи, ваянию и пр., переплетное искусство имеет свои стили, созданные, как показывает история, в те же эпохи, как и стили других искусств, и находящиеся с ними в непосредственной связи и очень близком родстве.

Подобие книги и ее переплетение существовало уже в древности, а именно с тех самых пор, как изобретены письмена. Но те стили в искусстве переплетения, которые имеют практическое значение для современного переплетчика, начали создаваться только со времени изобретения книгопечатания (1436 г.) и получения книгой её настоящей формы.

За исключением готического стиля, оставшегося нам по наследству от конца средних веков, все существующие стили как в переплетном, так и в других искусствах выработаны в эпоху возрождения (renaissance), ограничиваемую историками XV и XVI веками, но в действительности продолжавшуюся вплоть до нового упадка в искусствах, т. е., в течение трех веков, предшествовавших нашему. Наибольшим блеском в этом отношении отличались именно ХVI и XVII века; с XVIII века начинается уже обратное течение. Что касается нашего века, то он, если можно так выразиться, только пережевывает старое, в своей алчности к наживе, чаще опошляя, чем улучшая его.

До изобретения книгопечатания (1436 г.) переплетение книг, т. е., рукописных тетрадей, равно как и самое писание их, сосредоточивалось в монастырях и применялось, вследствие этого, преимущественно к сочинениям богослужебного или вообще религиозного содержания. Тетради сшивались на ременных шнурах без пропилки корешка, и переплет обыкновенно состоял из двух деревянных дощечек, скрепленных у заднего края кожею, которая наклеивалась на корешок. Очень часто дощечки раскрашивались или украшались резьбой. В богатых переплетах наружная поверхность дощечек покрывалась резною слоновою костью, чеканеными металлическими, серебряными, иногда даже золотыми окладами, драгоценными камнями и т. п. Большей частью на середину наклеивалась слоновая кость, а вокруг её укреплялась рамка из металлических окладов, которые на особенно дорогих богослужебных переплетах украшались драгоценными камнями. Впрочем, слоновая кость исчезает уже с XII века, по крайней мере, для книг религиозного содержания, и заменяется исключительно металлическою отделкой. С XV века деревянные переплеты богослужебных книг очень часто обтягивались дорогими материями, напр. бархатом, при чем металлическая отделка обыкновенно ограничивалась медальоном по средине, четырьмя угловыми окладами, одною или двумя парами застежек и иногда, кроме того, несколькими разбросанными мелкими украшениями. Один из весьма изящных образчиков переплетов последнего рода изображен на таблице I.



Таблица I. Церковный стиль (1559 г.)

Отделка переплетов богослужебных книг металлическими окладами и обтягивание их дорогими материями, чаще всего бархатом, применяются и в настоящее время почти в том же виде.

Это церковный стиль, оставшийся с тех пор неизменным.

Что касается книг нерелигиозного или хотя и религиозного, но менее важного содержания, то в том же ХV веке дощечки их переплетов стали покрывать сплошь пергаментом, телячьею или свиною кожею и украшать покрышку простым тиснением (без позолоты), при помощи изобретенных для этой цели металлических штемпелей, узорчатых филет и пр., несколько образчиков которых приведены на рис. 177-м. Штемпеля показаны окруженными четыреугольными рамками; но существовали также штемпеля в круглых рамках или вовсе без рамок (см. штемпеля, оттиснутые на переплете табл. II).

Господствовавший в то время готический стиль отразился и на переплете, для которого характеристикою могут служить следующие признаки. Скошенные по плоскости края боковых обложек переплета. Так как бока переплета в то время делались не из картона, а из сравнительно довольно толстых дощечек, то утончение их краев скашиванием по плоскости было необходимо, для облегчения заворотов кожи по этим краям внутрь переплета; см. переплет табл. II. Тиснение простое (без золота), ограничивающееся боками переплета (корешок без тиснения), нередко соединенное с раскрашиванием, а иногда и с бородавчатым тиснением. Своеобразная гравировка инструментов для тиснения, в роде показанной на рис. 177-м.



Таблица II. Готический стиль (XV век)

Типичное распределение тиснения, которое обыкновенно состоит из четыреугольной наружной рамки и внутреннего поля. Внутри наружной рамки, на некотором расстоянии от нее, довольно часто оттискивается вторая подобная-же рамка, а от внутреннего поля вверху и внизу большею частью отделяется поперечными линиями по более или менее широкой полосе (см. табл. II).

Затем, внутреннее поле разделяется диагонально пересекающимися линиями или на ромбические четыреугольники, если пересекающиеся линии прямые (см. табл. II), или на продолговатые фигуры, закругленно-выпуклые с боков и заостренные вверху и внизу, если пересекающиеся линии волнообразно изогнутые. Центр каждого такого ромба или каждой такой фигуры выполняется оттиском подходящего штемпеля внутри каждого ромба оттиснут штемпель, показанный в «в» на рис. 177-м (но без рамки).



Таблица III. Арабский переплет (середина XVI века)

Нередко ромбы или фигуры, кроме того, окрашиваются какою-либо более яркою краской, напр. киноварью. Иногда оттиски более мелкими штемпелями делаются также на местах скрещивания пересекающихся линий. Самая середина внутреннего поля очень часто украшается готическою розою, т. е. оттиском штемпеля в роде «а» и «а» на рис. 177-м. На табл. II оттиснута именно роза «а» рис. 177-го, но в круглой, а не в четырёхугольной рамке. Отделённые от внутреннего поля верхняя и нижняя полосы выполняются или отдельными штемпелями (табл. II тем же штемпелем, что и ромбы), или узорчатыми филетами, в роде приведенных на рис. 177-м в «и» и «о»; иногда в верхней полосе отпечатывается имя автора, название книги, какая-либо пословица и т.п.

Если рамок, окаймляющих внутреннее поле две, то штемпелями же или узорчатыми филетами нередко украшаются и промежутки, остающиеся между ними. Корешок, оставляется без всякого украшения, за исключением бинтиков, которые обыкновенно двойные и до известной ширины переходят на бока переплета: табл. II. Обрезы большею частью покрываются красною краской.



Таблица IV. Персидский переплет (XVII век).

Родина готических переплетов Германия; но виденные нами немецкие образцы их были столь некрасивы, что для нашей таблицы II мы предпочли скопировать рисунок французского подражания готическим переплетам. Кстати, переплеты эти, равно как и все вообще книги, напечатанные в XV-м веке, французы обозначают именем incunables. Стиль на переплете сохранен вполне, но некоторые неприятные для глаз недостатки немецких образцов исправлены. На всех немецких готических переплетах линии, образующие наружную рамку (или рамки), не оканчиваются в углах последней, а, после перекрещивания здесь, продолжаются далее до самых краев переплета; на приведенном нами французском образце линии рамки, напротив, вполне согласованы в углах и оканчиваются в них, что, конечно, гораздо изящнее.

И в последующую эпоху возрождения германское переплетное искусство, в смысле украшений, за редкими исключениями, не отличалось ни изяществом, ни изобретательностью, так что всем совершившимся в течение этой эпохи прогрессом мы обязаны исключительно Италии и, главным образом, Франции.

Эпоха возрождения для искусств наступила, как уже было сказано, со второй половины XV, преимущественно же с начала XVI столетия. Проявилась она прежде всего подражанием - древним греческим и римским образцам. Но переплетное искусство не могло много заимствовать у греков и римлян, так как книг и переплетов, в том смысле, как мы их понимаем, не существовало ни в древней Греции, ни в Риме. Для переплетного искусства нашелся иной богатый источник - Восток, где в то время искусство украшать переплеты достигло уже высокой степени совершенства.



Таблица V. Стиль Альдов (XVI век)

От господствовавших тогда в Европе готических переплетов восточные отличались обширным применением золотого тиснения, тонкостью и разнообразием рисунков, более резким разграничением между наружною рамкой и внутренним полем переплета, строгою симметрией, гармонией и художественностью в распределении украшений, совокупность которых, в целом, напоминала роскошные восточные ковры или материи. При этом, восточные переплеты изготовлялись не из деревянных дощечек, а из сравнительно тонкой папки или картонов, которые обрезались в уровень с краями листов книги, потому что перед книги не оставался открытым, как в европейских переплетах, а закрывался приставкой к нижнему картону, приставкой, которая, затем, перегибалась на верхний картон и концом своего треугольного края доходила до середины последнего, на подобие клапана письменного конверта. На рис. 178-м видны: «а» - нижний картон; «в» - часть приставки, закрывающая перед книги, и «е» - клапанообразный перегиб приставки на верхний картон, не показанный на рисунке.

Тиснением и пр. украшались не только бока переплета, но также приставка к ним и корешок, который в готических переплетах, оставался без всяких украшений. Обрезы книг большей частью были белые, но иногда их разрисовывали кистью.

У арабов северной Африки тиснение, как золотое, так и простое, производилось при помощи штемпелей, штриховок и роликов, подобных существующим теперь. В Персии и на всем азиатском Востоке для этой цели употреблялись матрицы, металлические или, чаще, приготовленные из верблюжьей кожи. Важную роль в украшении восточных переплетов играли также пуансоны, так как в большинстве этих переплетов свободный от тиснения фон внутреннего поля украшен тонкою штриховкой при помощи именно пуансонов. Искусство украшения переплетов мозаикою также было известно на Востоке.



Таблица VI. Стиль Гролье (XVI век)

На таблицах III и IV представлены образцы арабского и персидского переплетов: первый относится к XVI, а последний к XVII веку.

Подражание Востоку прежде всего выразилось в облегчении переплетов заменой массивных дощечек более тонкими картонами, вследствие чего сделалось не нужным скашивание по плоскости краев переплета. Но, за исключением этой подробности, восточное искусство оказало мало влияния на форму переплета, так как она в сущности осталась та же и по настоящее время. Напротив, влияние его было очень значительно на способы украшения переплета, в которых собственно и выразились образовавшиеся в эпоху возрождения стили переплетного искусства. В подражание Востоку, рядом с простым, введено было золотое тиснение, тяжелая гравировка штемпелей, филет и пр. заменилась более тонкой, легкой и изящной, изменилось и самое распределение тиснения.

Первым этапным пунктом в возрождении переплетного искусства была Венеция, находившаяся в ту эпоху в очень оживленных торговых сношениях с Востоком. В конце XV и начале XVI века венецианский книгопродавец - издатель Альд Мануций (Aldus Minutius) выпустил первые образцы новых переплетов, в которых заимствованное у Востока золотое тиснение играло самую существенную роль. Альд Мануций вскоре умер, но начатое им дело с успехом продолжали его сыновья. На рис. 179-м приведены оттиски штемпелей, употреблявшихся Альдами для золотого тиснения и, в честь их изобретателя, носящих название альдов (aldes). Во этом именно смысле и говорят о стиле Альдов, образчиком которого может служить переплет, изображенный на таблице V.



Таблица VII. Стиль Жофруа Тори (XVI век).

Из современников и продолжателей Альдов наиболее известны Томас Майоли (Thomas Maioli) и Жан Гроле (Jean Grolier) - оба не переплетчики, а любители (библиофилы). Первому приписывают изобретение полых штемпелей (fers creux: в отличие от введенных Альдами полных штемпелей - fers pleins), а второму - штемпелей с штриховкой (fers azures): см. рис. 180-й и 181-й. Но такое разграничение между обоими любителями едва ли справедливо, потому что и тот, и другой одинаково пользовались как полыми, так и штрихованными штемпелями, а равно и первоначальными альдами.

Во всяком случае, заслуги Жана Гролье гораздо значительнее; он перенес стиль во Францию и довел его здесь до большого совершенства и разнообразия. Чтобы избежать, однако, смешения, типичными для стиля Гролье признаются обыкновенно только переплеты, украшенные штрихованными штемпелями (рис. 181-й), в роде приведенного на таблице VI. Впрочем, почти все переплеты, исполненные по заказу или под руководством Гролье, носят девиз: Jo Grolierii et amicorum («Гролье и его друзей»).

Одновременно или вслед за Гролье прославился французский издатель Жофруа Тори (Geoffroy Thory), создавший, хотя и из тех же известных уже элементов, свой особый, очень изящный стиль украшения переплета золотым тиснением (см. таблицу VII).



Таблица VIII. Стиль Генриха II (1557 г.)

Около середины XVI века появляются знаменитые переплеты с гербом или монограммою Генриха II Французского, нередко вместе с шифром его супруги, Екатерины Медичи, или его возлюбленной, Дианы де Пуатье. На таблице VIII показан один из очень хороших образчиков этих переплетов, украшенный, кроме позолоты, цветными мозаичными полосками.

В самом конце XVI века знаменитый французский переплетчик Тувенен (Thouvenin) вводит в моду способ украшения переплета, известный под названием Ла-фанфар (La fanfare), по имени первой одетой таким переплетом книги (La fanfare des Courvées Abdalesques). Характерные отличия Ла-фанфар заключаются в украшении переплета извилисто-спиральными цветными полосками и выполнении свободных промежутков между ними золотыми веточками с листьями (или цветами), чаще всего лавровыми: таблица IX.

В ХVII веке самое выдающееся имя в переплетном искусстве Ле-Гаскон (Le Gascon), по-видимому, не собственное, а популярный псевдоним. Кроме изящества и тонкости в отделке, характеристикою переплетов этого имени служит употребление точечных штемпелей (fers pointilles): рис. 182-й. Образчик переплета в чистом стиле Ле-Гаскон показан на таблице X.



Таблица IX. Ла-фансфар (конец XVI века).

В течение ХVІІ-же века известностью пользовались также Николай и Кловис Еве (Nicolas et Clovis Eve), украшавшие свои переплеты золотым тиснением в форме мелких веточек, листиков и цветов, Бойе (Boyet) и в особенности дю Сейль (du-Seuil). Употреблявшийся дю Сейлем способ золотого тиснения очень изящен, несмотря на свою простоту, а потому и в настоящее время пользуется расположением любителей. Он показан на таблице XI. Два верхние угла внутри второй рамки переплета, изображенного на этой таблице, оставлены без украшений, а два нижних угла, напротив, украшены угольными штемпелями: сделано это с целью показать разницу в эффекте. На более простых переплетах все тиснение может ограничиваться двумя рамками и центральным украшением или даже только двумя рамками. Характеристикой стиля дю Сейля служит именно форма рамок.



Таблица X. Стиль Ле-Гаскон (XVII век).

С XVIII века начинается уже упадок в искусстве украшения переплета. В течение его, правда, были очень известные переплетчики, например, Паделу (Padeloup) и Дером (Derome). Последний даже изобрел свой собственный род штемпельных украшений: рис. 183-й. Но тот и другой были превосходные переплетчики, но не артисты. Любители же в этом веке стали уже значительно охладевать к переплету. Если что можно назвать нововведением, обязанным своим происхождением ХVIII веку, так это кружева (dentelles), которыми именно с этого века начали украшать тисненые рамки на картонах переплета: на таблице XII кружевная рамка оттиснута штемпелями Дерома (рис. 183-й), а на рис. 165-м - новейшими более легкими штемпелями.



Таблица XI. Стиль дю-Сейля (XVII век)

Наш XIX век, как уже было замечено, только пользуется трудами своих предшественников и сам по себе не создал ничего нового.



Таблица ХII. Кружевная рамка XVIII века

Источник: Симонов Л.Н. Стили в переплетном искусстве / Симонов Л.Н. Переплетное мастерство и искусство украшения переплета. Художественные стили, чистка, исправление и хранение книг. СПб.: Типография Е. Евдокимова, 1897. Стр. 427-441.



Рис. 165-й. Золотое тиснение в виде кружевной рамки на кожаной покрышке картона переплета.



Рис. 177-й. Готический стиль: е, а, в и о - штемпеля; и и о - узорчатые филеты.



Рис. 178-й. Арабский переплет XVI века.



Рис. 180-й. Полые альды (Томас Майоли)



Рис. 181-й. Штрихованные альды (Жан Гролье).



Рис. 179-й. Полные альды (Альд Мануций)

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».



Рис. 182-й. Точечные альды (Ле-Гаскон)



Рис. 183-й. Штемпеля Дерома

переплетчики, Библио

Previous post Next post
Up