В ходе подготовки заметок, скапливается интересный материал. Сегодня решил опубликовать некролог Соловьева Николая Васильевича (
о нем я много пишу), написанный его другом, собственником и издателем журнала «Старые годы» Пётром Вейнером.
Соловьев Николай Васильевич (НЕКРОЛОГ)
Испытания длинного года войны, ежечасные тревоги за близких, стоящих лицом к лицу с врагом, несколько притупили отзывчивость к известиям о преждевременной смерти. «Morituri te salutant» - слова, постоянно приходящие на ум в это кровавое время, и скорбные вести об «обреченных» уж не кажутся неожиданными. Зато тем обеспеченнее представляется жизнь тех, кто не подвергает себя ежедневным опасностям и работает на общее дело вдали от боев, шальных пуль и удушливых газов. И какой бесполезной, обидной жестокостью кажется выборе смерти, с трагической быстротой вдруг вырывающей жертвы и в этих рядах. Такого трагизма исполнена смерть Н.В. Соловьева, скончавшегося в расцвете силе, всего 38 лет от рода, после нескольких дней борьбы с недугом.
Обложка Левинсон, А.Я. Мастера балета: Очерки истории и теории танца. Издатель Н.В. Соловьев, 1914. Типография: Сириус.
О Николае Васильевиче Соловьеве можно писать с разных точек зрения; он стоял во главе крупных коммерческих дел, личных и банковских, принимал участие в городском управлении, заведовал богоугодными заведениями, а за последнее время самоотверженно отдался энергичной работе по призрению раненых, чему посвящал не досуги, а время. Многое можно было бы о нем написать и как о приветливом хозяине, сумевшем устроить у себя дом, куда влекли друзей не широкая роскошь празднеств, а русское радушие приема и артистичность среды, с которой его сблизила женитьба. Все эти привлекательные стороны человека не забудутся, сплетутся в венок свежих воспоминаний, - но не о них мы собрались писать: нам хочется подвести итоги деятельности Соловьева, как библиофила, книгопродавца, издателя и писателя. В этом отношении заслуги Николая Васильевича столь же заметны, как и разнородны, но сам он, уступая обычной природной скромности, их как будто не замечал. Тем больший ложится на нас долг их оттенить в час печали над ранней его могилою.
Еще юношею, едва окончив ученье, Николай Васильевич отдался влечению к книге и стал усердно собирать русские иллюстрированные издания. Следующим шагом явилось открытие им маленькой книжноантикварной лавки на Симеоновской, где он сумел быстро заслужить доверие библиофилов безупречным отношением к делу и отличным его знанием. В 1902 г. начал он издание небольшого журнала «Антиквар», посвященного книжному делу; в нем Соловьеве, наряду с редакторством, впервые пробовал свое перо. При этом он не ограничивался вопросами книжной антикварии и библиофилии, но делал попытки и литературной критики, разбирая творчество блиставших в те годы Горького и Андреева. Журнал вполне соответствовал своему назначению, но в то время еще не было достаточно читающей публики, чтобы оправдать его существование, и он прекратился с выходом апрельской книжки 1903 г., но свои плоды принес, с одной стороны, определенно поставив Соловьева в ряды библиофилов, с другой - приохотив его к литературному труду.
Соловьев указывает, что виньентки взяты из книги 18 в. «Sessanta sei Disegni di Costumi de Ballerini e Ballerine nel Teatro della Scala a Milano» . Ни разу не встречал упоминания о ней, кроме Соловьева (альбом был в собрании его жены, Веры Трефиловой-Соловьевой)
В 1903 г. основан был
Кружок Любителей Русских Изящных Изданий, и Николай Васильевич явился одним из его учредителей; им, между прочим, было на первых порах предоставлено помещение для собраний молодого общества. Впоследствии, когда Кружок приобрел устойчивость, Николай Васильевич помогал ему непосредственным участием в некоторых из выпущенных им печатных трудов и устраиваемых им выставках. Вместе с тем, переведя свою торговлю в большое помещение на Литейном, он очень ее расширил и развил, приобретая большие и хорошие библиотеки, заводя связи с иностранными антикварами, выпуская каталоги; при этом он первый в России обратил внимание на их внешность, и некоторые из них, богато иллюстрированные, ничем не уступают лучшим каталогам западноевропейских книгопродавцев, сохраняя постоянное библиографическое значение.
Тем временем начали выходить «Старые Годы» и Николай Васильевич принимал в них постоянное участие не только как автор ряда больших статей в библиографическом отделе, но и в качестве деятельного сотрудника по всевозможным «книжным» вопросам. Наиболее значительные его статьи в нашем журнале - «Русская книжная иллюстрация XVIII в.»,
«Иллюстрированные издания о России начала XIX века»,
«Иностранцы о России в XVII веке»,
«Библиография усадеб» и др.
Фанни Эльсслер. Литография по рис. Греведона. 1835. Илл. из издания Соловьева Н.В.
В 1911 г. Николай Васильевич принимается за новое дело, которое является синтезом всей его деятельности, как библиофила, и послужит памятником его любви к истории и культуре. Мы разумеем редакторство и издательство журнала «Русский Библиофил», успех которого до сегодняшнего дня шел все возрастая. Задумано было издание чисто библиофильским и в подзаголовке определялось, «для собирателей книг и гравюр». С 1913 г. эти слова заменены указанием «Журнал историко-литературный и библиографический», отметившим происшедшую в нем эволюцию, бесспорно расширившую круг лиц, им интересующихся; на этот новый путь покойного увлекли не теории, не погоня за читателями, а невозможность устоять пред представившимся ему весьма интересным материалом, выходившим за рамки библиофилии. Такими удачными находками явились записки князя И.М. Долгорукова, переписка А.А. Воейковой («Светланы») и несколько других тем, лишь отчасти прикосновенных к «книге», еще не появившихся в «Русском Библиофиле». С завидной легкостью он обработал письма Светланы и увлекательно выявил прелестный ее образ
. Мария Медино Вигано. Рис. и гравировал Remosser. 1793. Берлин Илл. из издания Соловьева Н.В.
Помимо ряда ценных для книговеда исследований, Николай Васильевич в своем журнале поместил и ряд других своих собственных статей; из него вырабатывался недюжинный писатель; смерть оборвала его труды... Свою напечатанную в «Библиофиле» статью о портретах волшебной балерины Тальони он развил в целую книгу, вышедшую прелестным изданием в 1912 г.; им выпущены, равным образом, в отдельных книжках большие номера журнала, посвященные Пушкину и Жуковскому, и издан, очень нарядно, труд А. Левинсона «Мастера Балета». Иллюстрацией для последнего послужили гравюры, рисунки, литографии из превосходного собрания В. А. Трефиловой-Соловьевой, в составлении которого он принимал самое живое участие. Не одним, однако, балетом ограничивалось его собирательство; ряд прекрасных книг, - в особенности альманахов, - гравюр и рисунков, попадавших к нему в состав больших покупок, включался им в собственное отборное собрание.aldusku.livejournal.com
К. Гризи в балете «Жизель». Раскрашенная литография из альбома изд. Paris, Aubert & Cie «Les gloires de l'Opéra». Илл. из издания Соловьева Н.В.
Очень кратко, бегло, мы обозрели деятельность Николая Васильевича, она заслуживает большого и должна его дождаться: основатель «Русского библиофила» не может быть забыт. С благодарностью поклонимся праху этого одаренного, симпатичного, деятельного и скромного человека и заключим наши строки тем горестным восклицанием, которое вызвала его смерть и которое содержит оценку его труда: неужели прекратится журнал, так хорошо поставленный Соловьевым, и любимому его делу суждено умереть вместе с ним?
П [ётр] В [ейнер]
Источник: П.В. Соловьев Н.В.: [Некролог] // Старые годы, 1915 (сентябрь) стр. 62-64
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ) Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя
aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание.
Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».