Спасибо, это очень интересно, более того - это уникальные материалы. Ну, Вы это и сами понимаете. Возникло недоумение по поводу третьей гравюры - почему царевна Софья? Под образом апокалипсической Жены облаченной в солнце принято понимать Церковь. Опять же - нимб. "И даны быша жене два крила орла великаго" эти слова из Апокалипсиса истолковывают, как описание времени владычества Антихриста, когда "тиран будет владычествовать, преследуя Церковь, бегающую из города в город, скрывающуюся в пустыне, в горах, не имеющую с собой ничего другого, кроме двух крыльев большого орла, то есть веры Иисуса Христа, Который, распростерши святые руки на Святом Древе, распростер два крила, правое и левое, призывая всех верующих в Него".
У меня тоже возникает много вопросов по толкованию гравюр. Но я выкладываю текст Ровинского в слово в слово (исключение: пропускаю размеры гравюры - они даются только к некоторым; точно могу ошибаться при распознании текста). Но я исхожу, что Ровинский - более первоисточник, чем наши представления о толковании символов: он и ближе был к эпохе, всю жизнь потратил на это и большинство гравюр в его издании дошли до нас только благодаря ему. Согласитесь пояснения к гравюрам очень интересны?
Да, конечно, и сам материал, и описания очень ценные. А с Софьей всё же не могу согласиться с Ровинским. Если предположить, что он был далёк от церкви, то, возможно, он просто не понимал значения этих символов и толковал их произвольно. В любом случае - Софья не была причислена к лику святых, следовательно не может быть на ней нимба.
Не знаю, по поводу близости (отдаленности) Ровинского к церкви, но точно, он был большой оригинал. А по поводу Софьи - что спорить, нам с высоты многочисленных исследований, в XXI веке проще видить ошибки при описании.
Редкие гравюры! Некоторые, вообще, очень любопытны, иногда и не совсем понятны, но всё это очень интересно - это же запутанная и бурная, временами страшная история нашей страны.
Comments 20
Возникло недоумение по поводу третьей гравюры - почему царевна Софья? Под образом апокалипсической Жены облаченной в солнце принято понимать Церковь. Опять же - нимб. "И даны быша жене два крила орла великаго" эти слова из Апокалипсиса истолковывают, как описание времени владычества Антихриста, когда "тиран будет владычествовать, преследуя Церковь, бегающую из города в город, скрывающуюся в пустыне, в горах, не имеющую с собой ничего другого, кроме двух крыльев большого орла, то есть веры Иисуса Христа, Который, распростерши святые руки на Святом Древе, распростер два крила, правое и левое, призывая всех верующих в Него".
Reply
У меня тоже возникает много вопросов по толкованию гравюр. Но я выкладываю текст Ровинского в слово в слово (исключение: пропускаю размеры гравюры - они даются только к некоторым; точно могу ошибаться при распознании текста). Но я исхожу, что Ровинский - более первоисточник, чем наши представления о толковании символов: он и ближе был к эпохе, всю жизнь потратил на это и большинство гравюр в его издании дошли до нас только благодаря ему. Согласитесь пояснения к гравюрам очень интересны?
Reply
Reply
Не знаю, по поводу близости (отдаленности) Ровинского к церкви, но точно, он был большой оригинал. А по поводу Софьи - что спорить, нам с высоты многочисленных исследований, в XXI веке проще видить ошибки при описании.
Reply
Reply
Да, согласен. Я не могу понять почему Царь Иоанн в вуале (6 гравюра)?
Reply
Reply
Reply
Не совсем понял, запомнить автор издания: Ровинского?
Reply
Reply
Согласен, я все 480 гравюр выложу в 24 поста, но они все будут связаны ссылками, так что Вы правы достаточно одну заметку запомнить
Reply
Reply
Да, Тютчев говорил: Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело
Reply
На 9-й гравюре художник, конечно, "приласкал" Софью Алексеевну:)
И очень интересен головной убор дьяка Алексеева.
Reply
Честно, я уже думал, что зря затеялся - никому не интересно.
Reply
По мне, так крайне интересно!
Reply
Спасибо за поддержку :)
Reply
Leave a comment