Издательская обложка «Исследований о скопческой ереси» 1844 и Икона «А. С. Пушкин и В. И. Даль в виде святых Косьмы и Дамиана»из коллекции Музея истории религии и атеизма. Оренбургская икона (?) 1870-х.
Мое введение
Уже второю неделю готовлю заметку о двух книжных униках - двух Исследованиях о скопческой ереси В. И. Даля и Н. И. Надеждина, 1844 и 1845 соответственно. Чем больше я читаю о Дале, тем более неоднозначной фигурой он предстает.
Тут помимо девятилетней службы Даля в органах МВД в должности чиновника особых поручений при министре внутренних дел (этакий Фандорин), и возможного авторства «Разысканий об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», - есть четкая позиция против введения даже элементарного образования среди простого народа, крестьян - «Дурака учить - только портить».
Во всех библиографических исследованиях есть ссылка на статью - некролог, опубликованную в журнале «Всемирная Иллюстрация» за 1872, как на доказательства авторства Даля «Исследований о скопческой ереси» (бесспорно) и «Разысканий об убиении…» (в этот спор даже вступать нет желания).
Статья нигде не переиздавалась, номер журнала трудно находим - и решил ее опубликовать в качестве материала к подготовке к основной заметке. Распознание и приведение текста к нормам современного языка - мои. Стилистика автора сохранена.
P.S. Хотел узнать Ваше мнение: интересны ли будут Вам такие публикации первоисточников при рассмотрении той или иной темы.
Пекарский П.П., Даль В.И. и Гильфердинг А.Ф. Иллюстрация к статье из журнала «Всемирная иллюстрация» 1872, Т. VIII, № 207
Владимир Иванович Даль.
Имя В. И. Даля, автора-собирателя «толкового словаря, живого русского языка», будет жить вечно в русской литературе, и, стало быть, не может иметь места чье бы то ни было разглагольствие о том, что все знают сами. Но потеря его налагает на нас обязанность, сообщая читателям изображение незабвенного труженика, напомнить заслуги покойного русской науке, для тех, кто не все их удержал в памяти.
Владимир Иванович Даль родился 10-го ноября 1801 г., в Лугани (Екатеринославская губ.), где отец его был заводским доктором. Место рождения дало впоследствии В. И. Далю мысль выбрать себе псевдонимом для литературных трудов прозвание «казак Луганский». По самому этому псевдониму можно уже заключить безошибочно, как он любил все русское, не смотря на то, что отец его был датчанин, а мать - немка (Фрейганг; впрочем, происходившая от французских протестантов Де-Мальи, в женском колене). Оригинальная любознательность у будущего исследователя живой русской народной речи, проявилась рано.
Еще, едучи из Петербурга, по окончании курса в морском корпусе, - на службу в Николаев, молодой Даль до того поражен был особенностями и складом народного говора, что принялся записывать слова и тем положил начало своему капитальному труду. Служба в черноморском флоте, впрочем, не улыбнулась молодому любознательному мичману. Какие-то несчастные сатирические стишки на еврейку, покровительствуемую адмиралом Грейгом, были причиною перевода автора в балтийский флот, и, как оказалось, к лучшему.
Освоившись с жизнью в Петербурге, В. И. Даль через два года совсем оставил морскую службу, и в январе 1826 года уехав в Дерпт, вступил там в университет. Прослушав весь курс вместе с Иноземцовьм и Пироговым, Даль получил степень доктора медицины. Из аудиторий Дерпта, мы находим его в 1829 году в подвижном госпитале нашей армии за Дунаем, на перевязочных пунктах проходящим практическую школу служения немощам человечества.
Скоро гомеопатия нашла в Дале усердного и горячего приверженца. После же польской войны, воротясь в Петербург и занимая должность ординатора военного госпиталя, он выступил на литературное поприще, издав книжку «Русские сказки». Пяток первый, СПб. 1832 г. (201 стр.). Кто бы мог подумать, что в невинных сказках клевета успеет отыскать какие-то намеки и внушить против автора подозрения, в результате имевшие арест книжки и автора.
Эту бессовестную штуку приписывали Ф. В. Булгарину, наклеветавшему графу А. Хр. Бенкендорфу, из ненависти на противодействие кружка Пушкина с братиею (кн. Вяземского, кн. Одоевского и пр.), к которому пристал талантливый Даль. Его спасло ходатайство Жуковского, связь с которым и с Пушкиным никогда не прерывалась у Даля, до смерти их обоих. На руках Даля, как известно, и умер Пушкин. У Жуковского же, гонимый «Казак Луганский» познакомился с В. А. Перовским, и тот пригласил его к себе на службу, в Оренбург, где провел собиратель устной речи около 7 лет, изъездив тамошний край во всех направлениях.
В 1837 году В. И. Даль имел счастье сопровождать по Оренбургскому краю Государя Наследника Цесаревича (благополучно царствующего Государя Императора). Спустя же два года, Даль сопровождал Перовского в хивинскую экспедицию и оставил мастерское описание тяжелого степного похода в холодную зиму. Записки и письма В. И. Даля об этом памятном эпизоде его служебной деятельности, напечатаны
. Обложка № 207 журнала «Всемирная иллюстрация» за 1872
В 1841 г. брат оренбургского генерал-губернатора, Лев Алексеевич Перовский, убедил Даля перейти на службу к себе в Петербург, в качестве чиновника особых поручений; в усиленных трудах восемь лет протекли незаметно. В. И. Даль успел в течение этого времени напечатать по службе брошюру (1844 г.): «О скопческой ереси» и другую «Об убивании евреями христианских младенцев» - не выпущенные в публику. Кроме того, принимая участие в трудах, возникшего тогда, императорского географического общества, напечатал в изданиях его несколько дельных записок и написал учебники зоологии и ботаники для военно-учебных заведений.
В 1849 году, чувствуя упадок сил, В. И. Даль выпросил себе место, натребовавшие такой усиленной деятельности, как служба при министре внутренних дел - именно управляющего удельною конторою в Нижнем Новгороде. Здесь протекло для него еще 10 лет в трудах, а именно, в обогащении и разработке этнографических коллекций. Размолвка с губернатором заставила его, наконец, просить увольнения и с 28 октября 1859 г
. В. И Даль сделался постоянным жителем древней столицы. На свободе, тогда он занялся окончательною разработкою своего словаря и печатанием его, и в январе 1867 г. выпустил в свет весь свой труд, который, вероятно, скоро,- за исчезновением уже первого издания, - явится вторым изданием, выправленным и пополненным самим автором.
В настоящем году, 9-го февраля В. И. Даль лишился второй супруги своей (Екатерины Львовны, урожд. Соколовой; первая жена его была Юлия Андре, мать Льва Владимировича Даля, архитектора, и дочери, умерла в 1863 году) - а 22-го сентября и сам закрыл глаза на веки. Как не сказать о таком человеке, что он подвигом добрыми подвизался, и от того сделал так много хорошего, оставив по себе добрую память.
Источник: Владимир Иванович Даль. Трое из недавно умерших ученных и литературных деятелей. // Всемирная иллюстрация 1872, Т. VIII, № 207 стр. 394-395.
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ) Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя
aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание.
Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».