Или почему среди спонсоров профессиональных спортивных команд и спортсменов совсем не редкость производители лёгких и не очень спиртных напитков.
Вступление
В свое время я серьезно «болел» хоккеем с шайбой. Самому серьезно заниматься им недовелось, но вместе с дворовыми друзьями с увлечением гонял шайбу по накатанному снегу, смотрел все хоккейные телетрансляции с чемпионатов мира и Европы, обязательно с Олимпийских игр. До сих пор с удовольствием вспоминаю то ощущение, когда легендарная «красная машина» ведомая Крутовым, Макаровым, Ларионовым, Быковым и Фетисовым и Третьяком «в калитке» «рвала как тузик грелку» самые сильные хоккейные команды планеты. Эйфория от побед и горечь от поражений были поистине общенародными. До сих пор вспоминаю, как кричала бабушка моего алма-атинского одноклассника (очень благообразная и пожилая казахская женщина в обычной жизни): «завали эту сволочь»- за то, что нашего нападающего вражий защитник уложил на лёд совсем неджентельменским приёмом. Прошло совсем немного времени, распался СССР, единый хоккейный чемпионат следом и наступило 10- летие безвременья, которое к радости настоящих ценителей сменилось появлением КХЛ. Да, новый чемпионат будит у миллионов болельщиков бурю эмоций, но только не у меня. Костёр моих хоккейных страстей прогорел и превратился в едва тлеющие угольки, которые позволяют смотреть на былое увлечение спокойно и без излишнего пиетета.
Выступление
Как говорят историки, у каждой войны есть объективные причины, и конкретные поводы для начала. Вот и я, довольно долго подбирался к теме профессионального спорта: с одной стороны мне совсем не нравится то количество свободно конвертируемой валюты, выплачивающиеся заезжим иностранным спортсменам и тренерам государственными компаниями-спонсорами. С другой стороны как патриоту своей страны мне хочется громких побед на международных аренах. Правда в последнее время всё больше возникает вопрос: а нужен ли нам такой хоккей (футбол и далее по списку)? «Спусковым крючком» пригнавшим меня к написанию статьи стал пост Анны Сидоровой «Пиво, хоккеисты и... одна маленькая блогерша :)»
http://anni-sanni.livejournal.com/732720.html. Объясняю почему.
В советские времена спорт высших достижений был не только средством пропаганды занятиями физической культурой и спортом для населения, но и мощнейшим идеологическим оружием в международных делах. Если советские прилавки проигрывали западным в широте выбора, то успехи спортсменов(наряду с балетом и могучими вооруженными силами), говорили о том, что мы всё-таки «впереди планеты всей». Ситуация кардинально изменилась с распадом СССР: демонстрировать никому ничего не надо было, да и звать народ на стадионы и спортивные зал тоже: во многих из них люди и так были, правда занимались не спортом, а торговлей. После прихода к власти Владимира Путина были отменены позорные для нашей страны «соглашения о разделе продукции», под единой рукой государства стали собираться нефтегазовые активы и о чудо: появились деньги на спорт. Причём в спорт стали вкладываться не только нефтяники и газовики, но и производители продуктов питания, спортивной одежды и пиво-водочные компании. Причём если отринуть в сторону слова пресс-релизов « о социальной ответственности компаний перед собственным народом» речь банально идёт об использовании спорта высших достижений как канала пропаганды продаж собственной продукции и уговаривания недовольного населения не требовать национализации ресурсодобывающих компаний- «мы же хорошие, и уже делимся с обществом частью своей прибыли через поддержку спорта». Как говорят циники: чистый бизнес и ничего личного. При всём при этом обратите внимание, как изменилось послание народу от спорта высших достижений: вместо «делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» из динамиков телевизоров звучит «болейте вместе с нами». Чувствуете разницу? При этом нельзя, да и ненужно отрицать того положительного пропагандистского эффекта от спортивных трансляций: некоторая часть нашего юного сообщества идёт заниматься спортом. Но возникает вопрос: зачем? Думаю, что спортсмены ответят на него лучше меня, но смею предположить, что большею частью для удовлетворения собственного тщеславия (вдруг получится повторить путь Могильного или Марии Шараповой) и улучшения собственного физического здоровья. Обе причины хороши, но они не отвечают той задаче, которая ставилась перед спортом изначально, а именно подготовке к защите своей страны. Если мне не изменяет память, то древнегреческие олимпийские игры проводились по следующим видам: бег, стрельба из лука, метание диска-копья и внимание… борьба(та самая, которую через несколько лет современный олимпийский комитет хочет исключить из программы олимпийских игр). Заметьте, все виды спорта, культивируемые в древнегреческом мире, носят конкретный утилитарный характер и предназначены для подготовки воинов. В связи с тем, что сейчас спорт стал в основном средством пропаганды потребительских товаров, а не частью военно-патриотического воспитания, нет ничего удивительного в том, что среди спонсоров многих спортивных соревнований появились производители спиртных напитков. Они- то ориентируются не на людей занимающихся спортом, а «болеющих» в прямом и переносном смысле перед экраном телевизора или компьютера.
О своём, о комсомольско-денежном
Еще один момент, который мне очень сильно не нравится в современном профессиональном спорте, так это то, что на его содержание приходится тратиться всем миром. И это при том, что есть более насущные цели. В Хабаровском крае, который для пополнения своего бюджета использует и занятые у банков средства, сегодня содержится несколько профессиональных команд. И без всяких сомнений больше всего средств тратится на содержание ХК «Амур». Насколько мне известно, кроме бюджетных средств, в содержание хоккейного клуба вкладывают средства практически все крупные предприятия Хабаровского края, большая часть из которых находятся в Комсомольске-на-Амуре. То есть КнААЗ (тот самый, который недавно еще был КнААПО) занимающий средства на запуск в производство новых самолётов Су-35, Т-50 тратит их часть на содержание хоккейной команды, частично состоящей из легионеров. Не кажется это вам странным, когда завод уже содержит ФК «Смена», который год не имеющий возможности перейти из второго дивизиона футбольного чемпионата страны в первый из-за отсутствия финансовых возможностей? Для полноты картины надо вспомнить молодых комсомольских спортсменов, подающих надежды и вынужденных уезжать в другие города и регионы страны, чтобы получить возможность расти дальше. Вот представьте семью: глава семьи много и напряженно работает, но на занятия спортом родного сына денег не хватает. Мальчику надо купить новые борцовки, оплатить поездку на соревнования в соседний город, а родители часть денег взятых в кредит отдают соседскому парню, чтобы тот мог покрасоваться в дорогостоящих доспехах в хоккейном матче в Москве. Чтобы мы сказали про таких родителей? И ведь в таком положении не только Комсомольск, но и многие города страны.
Эпилог
Кто-то мне может возразить, что современный спорт рассчитан не только на мужчин, но и женщин, красотой которых мы восторгаемся глядя на выступления синхронисток, фигуристок, лёгкоатлеток и так далее. Всё это правильно, спору нет, но вспомните, с чего начиналось движение феминисток-суфражисток? С требования равных прав с мужчинами. К чему это привело в спорте современном? К появлению спортсменок, принадлежность которых к женскому полу сейчас учёные определяют путём сложных лабораторных опытов. Ну не предназначен женский организм бороться, и метать молот. Не надо идти против естества и здравого смысла.
Точно также не надо тратить деньги региона и страны на дорогущих хоккейных легионеров. Я бы понял, если наша страна не вкладывала средства, полученные от продажи сырья, в призрачные «золотовалютные резервы», а в развитие социальной и производственной инфраструктуры и уже потом небольшую их часть на спорт высших достижений. Но ведь этого-то нет, и по итогу ограниченные средства расходуются в холостую. Легионеры с нашими денежками уедут к себе на родину, а что получим мы?