Петербургский Театральный Журнал: 20 лет вместе.

Dec 19, 2012 21:29

Совсем скоро, 24-го декабря, в рождественский сочельник ( для всего мира,разумеется, не для нас, у нас и время и пространсто другие) Петербургскому Театральному Журналу исполнится 20 лет.
Так уж получилось - сложилось -произошло, что все эти 20 лет я был тесно связан и дружен с его редакцией, особенно, как говорится, "первого созыва":  замечательным и мега (как сейчас бы написали) эрудированным Ленечкой Поповым, ушедшим от нас таким молодым, таким молодым.... Мариной Корнаковой, Мариной Заболотней, Жанной Зарецкой, Лилей Шиттенбург, Женей Тропп...  Чуть позднее - с Леночкой Вольгуст (хотя с ней мы знакомы были еще со времен посткорогодского ТЮЗа им.А.А.Брянцева) и многими другими. Кстати, с Леной Вольгуст мы сделали  в прошлом году, на мой взгляд, очень большое интересное интервью на довольно острые политические темы...
  Ну, и,конечно, с главным редактором ПТЖ Мариной Дмитревской, которые все 20 лет...хотел написать пошлость типа "возглавляет"... Простите. ТАЩИТ на себе весь этот неимоверный груз, включая финансовый,экономический, хозяйственный и т.д.
Я помню то место, где когда-то все начиналось. Если мне не изменяет память - где-то в частной квартире на Староневском, кажется, или в тех степях...
В те, как сейчас принято говорить, "лихие девяностые", существовали люди, которые давали деньги на ТЕАТРАЛЬНОЕ издание, заведомо зная, что никакого, даже самого микроскопического дохода-прибыли сие предприятие им не принесет...
Потом (и достаточно долго) редакция ютилась в крохотной комнатушке последнего этажа старого и обветшалого дома на пл. Искусств.
Но какие ЛЮДИ там бывали!!! Мама дорогая! Александр Моисеевич Володин ( который просто боготворил журнал и всю его редакцию), Олег Николаевич Ефремов, Резо Габриадзе... Это было место, куда тянулся - подтягивался весь петербургский, не побоюсь этого слова, свет- актеры, режиссеры, музыканты, художники... Недаром когда-то, 100 лет назад в этом же доме, только в  подвале, располагалась знаменитая "Бродячая собака", а там - и Маяковский, и Гиппиус, и Саша Черный, и Мережковский... И опять - мама дорогая!!! Это к тому, что месторасположение значит очень и очень многое... Как, например, Учебный театр на Моховой - бывший актовый зал Тенишевского училища, -а там: Блок, Мандельштам, Набоков... И в третий раз - мама дорогая!!!!
Пробегая мимо, всегда можно было заскочить в редакцию, выпить чашечку чая, а если финансы позволяли, то и кофе (он тогда только-только начал появляться в стране, благодаря проклинаемой ныне "прихватизации" и политике свободных цен)...
И разговоры, разговоры, разговоры. Обо всем на свете. Но, конечно, в первую очередь - о Театре, премьерах, репетициях, режиссерах, актерах... Но не на уровне сплетен, разумеется, а, как говорится, с чувством, толком, расстановкой... ВСЕРЬЁЗ и о ГЛАВНОМ.
Я никогда не забуду, что впервые моё имечко было упомянуто именно не страницах этого журнала. Даже сейчас помню название замечательной статьи Мариночки Заболотней: "Под сурдинку". Это было очень нежное эссе о спектакле, которого в Питере никто не замечал и не признавал, а именно- о "Концерте Саши Черного для фортепиано с артистом" в постановке моего очень большого и близкого друга Гриши - извините - Григория Козлова. А ПТЖ-заметил. Как после заметил он и "Дневник провинциала в Петербурге" по Салтыкову - Щедрину, который мы сделали с Гришей. И "Эпитафию", и "Песни западных славян", которые мы сочинили и поставили с Володей Михельсоном...
Но не только восторженные, или, как говаривали  раньше, благосклонные отзывы сыпались на мою еще молодую и не совсем лысую голову. Я очень хорошо помню статью Марины Дмитревской "Членовредительство" о спекаткле ТЮЗа "Над пропастью во ржи...", где я играл Холдена Колфилда -первую свою главную, между прочим, в жизни роль. Помню,читая, я внутренне возмущался, обижался, скрежетал зубами, а потом понял: пафос-то статьи не в том, чтобы обидеть, размазать, изничтожить и т.д., а совсем в другом - чтобы ПОМОЧЬ. Помочь артистам, помочь режиссеру, помочь театру, в конце концов, который переживал далеко не лучшие свои времена...
И вот этот пафос -ПОМОЧЬ! (спектаклю, театру, актеру, режиссеру) - и есть, собственно, весь смысл существования этого журнала.
В Петербурге и Москве существует множество журналов т.н. "театральной направленности". Но вся эта направленность сводится либо к ничего не значащим анонсам, либо к наспех сколоченным рецензиям, которые делятся на 2 вида.
1-й:Голимая брань и "мочилово"
2-й:Голимые восторженные визги и такой же голимый восхваляющий идиотизм.
Третьего, увы, не дано... Ну, да ладно, не об этом речь...
Перескакивая и отматывая "ленту видений" чуть-чуть назад, скажу, что и в Москве был в то время замечательный журнал о театре "Московский наблюдатель", которым руководил Валерий Семеновский, и в котором писали чуть ли не первые свои тексты Рома Должанский, Гриша Заславский, Алена Карась и многие другие. Если кого-то забыл или перепутал-Бога ради, извините... Так вот, с Валерием Оскаровичем Семеновским мы познакомились в редакции ПТЖ. А если бы НЕ познакомились? Тогда многого чего и не случилось бы. А - случилось. И "Преступление и наказание" в том же ТЮЗе в постановке Гриши Козлова, и "Соната счастливого города" по сказкам Уайльда, инсценировку которой написал Рома Должанский - как мир тесен! А позднее - "Ревизор" в Александринке в постановке горячо мною любимого Валерия Фокина, и потом - "Двойник" в той же Александринке...
Время и место. Место и время.
А какие чудесные циклы - воспоминания о великих наших Учителях... "Аркадия Аркадия" - о моем Мастере Аркадии Иосифовиче Кацмане, "Зона Зонна" -об Учителе Додина (и не только) Борисе Вульфовиче Зонне и др.
Да... Время и место... Время, увы, поменялось. "Тридцать лет прошли как медленный пожар"... Слова О.Э.Мандельштама... От надежд, упований, веры и времени перемен "проклятых девяностых" не осталось и следа. По крайней мере - у меня...
К власти пришла серая, безликая, однородная ,уж совсем неприлично бездарная, но совершенно БЕССОВЕСТНАЯ масса. Как писал Салтыков-Щедрин, " Бессовестность, заручившись союзом с невежеством и тупостью, выплеснула на поверхность целую массу людей, которые, не стесняясь, возводят НАСИЛИЕ как степень единственного жизненного регулятора..."
И начались непрятности. И с финансированием журнала. И местом редакции, которая теперь находится на Моховой, в полуподвальном и практически непригодном помещении...
Да и цензура воскресла из своего маленького, но зловонного ада, примером чему послужил скандальный ( с точки зрения цензоров из питерского культкома) 69-й номер ПТЖ. "Фотографии с Болотной? НЕЛЬЗЯ!!! Фотографии с Сахарова?! НЕЛЬЗЯ!!! А что это за текст такой? Экстремизмом попахивает... НЕЛЬЗЯ!!!"
Тут уж опять вспомнишь из "Записных книжек" А.Володина: "Все с ума посходивши...все посходивши с ума...проба пера..."
Вот так и живем. Вернее -живет ЕДИНСТВЕННЫЙ на всю Россию ( а может и не только) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ журнал. И мы живем. Его читатели и его персонажи... Читатели-персонажи.
И пока мы будем жить - будет жить и он, ПТЖ. Мы нужны друг другу. Без этого нельзя.
А время и место...
Место останется прежним. Петербург. Россия.
А время - обязательно изменится. Может, не так скоро, как хочется, но изменится. А мы-то уж приложим к этому руку!!! (Шутка). Усилия.
С юбилеем! И дай нам всем Бог!..

ТЕАТР

Up