Это бывший вокзал. Его сначала хотели снести, но передумали, и хорошо сделали. И название оставили вокзальное, не постеснялись.
Основная коллекция - импрессионисты и постимпрессионисты. А точнее - музей заполняет временной промежуток между тем что в Лувре и Центре Помпиду.
У входа несколько скульптур символизирующих колонии Франции.
Попал на выставку Руссо по дороге из Вандома в аэропорт, благодаря продюсеру и хорошему человеку Галине. Спасибо ей, иначе плутать бы мне в подземке Парижа не знаю сколько.
Хорошо тут после реставрации, сказала Галина. И правда хорошо. Последний раз был тут в 1992-м:
Народу много, но нет толпы. Дети бродят над макетом Парижа, наверное представляют себя великанами или птицами:
Много молодежи.
В магазинчике дивные раскраски по теме выставки:
Думаю, стоило бы и наши так сделать, Врубеля например, или Сурикова. Или Крымова, он подходящ.
Отличная книжка с пазлами:
Приятно в руках держать. Сам бы собирал!
Велик Руссо. По величию и баннеры.
При виде прекрасного невольно расширяются глаза.
Очень люблю Руссо. Биография его причудлива, он дружил с Апполинером и Делоне, Пикассо имел пару его работ и т.п.. Вот одна из историй с ними.
"... Январским вечером 1908 года Руссо и Аполлинер появляются в Баго-Лавуар, где в небольшом деревянном домике устроил свою мастерскую художник из Каталонии Пабло Пикассо. Таможенник, в шляпе из мягкого фетра, занимает почетное место за столом, оставив верхнюю одежду и трость у двери. На стене висит произведение художника-самоучки «Портрет госпожи М.» (та самая таинственная «Ядвига»), стена украшена флажками, фонариками и большим плакатом «В честь Руссо». Все гости в приподнятом настроении, некоторые уже побывали в близлежащем трактире.
Аполлинер торжественно декламирует: «Мы собрались, чтобы тебя почтить вином, что наливает Пикассо. Есть повод выпить, и мы будем пить и ликовать: «Да здравствует Руссо!»
Вокруг стола собрались: художники Жорж Брак, Мари Лоренсен и Андре Дерен, писатель Андре Саломон, поэт Макс Якоб и две американки - известный литератор Гертруда Стайн и Алисия Токлас.
Вино льется рекой, Руссо берет скрипку и играет написанный им вальс. Потом подходит к Пикассо и тихо говорит ему на ухо: «Мы - два самых великих художника эпохи».
Подробно
тут На выставке снимать нельзя было. Так что покажу, что успел еще посмотреть, из любимого.
Сможете угадать, что это?
"Прачка" Домье, очень люблю эту
работу. Мощная цельная живопись, полная света.
Валлотон увлекся сюжетом Куинджи:
Видел ли он картину Куинджи? Вряд ли. Хотя по времени мог.
Некоторые рисунки Лотрека, не так уж и малы, этот в высоту метра два с лишком:
"Мастерская Курбе" реставрируется:
Вокруг картины сделан прозрачный бокс, внутри подъемная платформа для реставраторов, в кадре все время видны ее детали, не обессудьте.
Снимают пожелтевшие лаки. Отреставрированные куски очерчены мелком, я так понимаю - для комиссии. Ниже хорошо видно, насколько свежеет живопись:
В центре композиции сам Курбе.
О фигурах справа Курбе писал в письме к Шамфлери: «Это люди, разделяющие мои идеи; они достойны жизни». Среди них - Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева «достойны смерти; это страдание, нищета, роскошь, эксплуатируемые и эксплуататоры». Несмотря на авторские пояснения, загадок у этого произведения хватает. Курбе намеренно не всё договаривал. «Да будет счастлив тот, - воскликнул он в том же письме, - кто сумеет разгадать эту загадку!»
Комиссия ушла, можно увидеть весь холст:
Рядом другой шедевр Курбе - Похороны в Орнане:
Картина посвящена его деду, после похорон которого, художника и осеняет мысль запечатлеть это событие на холсте. Дед стоит тут же на картине, одобрительно глядя на процессию. Курбе позировали и викарий, который проводил обряд, и мэр города, присутствующий на похоронах, а также обычный люд, воспевавший покойного. Те, кто не был приглашён позировать, обижались, требуя своего участия. Курбе писал: "Я думал обойтись без двух певчих, - вспоминал Курбе, - но это не прошло… Они жаловались, говоря, что никогда не сделали мне ничего дурного, пришлось писать и певчих".
Бурдель о картине: "Курбе универсален. В "Похоронах в Орнане" плачущие женщины - это все женщины, собака - это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории".
«Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Но модус изображения был общепринятым. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Это был взгляд несколько сверху. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Его персонажи величественные, монументальные, игнорируют своих зрителей, и они не позволяют установить с ними вот такой вот контакт, который делает их частью привычного мира, они очень властно ломают стереотипы».
* Кусок живописи в левой стороне, у рамы:
И тут все пожелтело, но реставраторы не дремлют, надеюсь скоро увидеть Мастерскую и Похороны без желтой пелены.
(продолжение следует)