Грузия 5. Поездка в Ахалкалак.

Oct 13, 2012 19:04




В нашем автобусике были две такие скамеечки. При избытке пассажиров водитель доставал их из багажника.
Чаще всего на них трясся Петров, как галантный кавалер, пропускавший всех на мягкие места:



Тут-то он позирует по моей просьбе.
А в Ахалкалак, в гости к вл.Николаю ехали несколько часов. Экскурсовод наша прекрасная гостям не дала сесть на эту штуку, сама оседлала , но при толчках и поворотах многократно заваливалась, прерывая охами познавательные речи свои. И никак не хотела слезать с табуретки, пришлось согнать и самому испытать сие седло. Неудобство искупалось выгодным положением у единственной форточки, смог поснимать по дороге.



Старинные сигнальные башни, назначение все знают, надеюсь:



Дорога всё время вдоль реки шла, река то ныряла вглубь ущелья, то опять неслась по равнине. Вроде бы это Кура:



Деревянная автобусная станция (50-60е годы ХХ в):



Террасное земледелие:



Сколько труда, вручную таскать камни по склонам. Хотя можно считать эти террасы частью строительной традиции по возведению крепостей.
Хорваты (видел на Браче) для винограда тоже такое делают, испанцы поля чистят так же, из камней выкладывают заборы.

Над дорогой на крутом склоне (метров 150-200 вверх) вдруг коровы-скалолазки, пасутся на круче, в ус не дуют.
А вот лепёшки класть на дорогу спускаются:



И правильно, зачем ещё асфальт нужен. А там травка, ее пачкать нельзя.
Хорошо что наш автобусик ни разу не подскользнулся на этих минах и не слетел в древние ущелья, хвала водителю.



Я всё думал, почему дёрн на склонах будто кожа старого слона, весь в продольных складках, видите?



А потом дошло: это же тропки млекопитающих! Козьи, бараньи, овечьи и коровьи. Они ходят по ним и стригут свои угодья, свои дикие газоны. Удобно, не надо нагибаться:



Чем дальше, тем сильнее глыбились и кручинились горы.



Нам показали остатки крепостей и обвалившиеся тайные ходы, высеченные в диких скалах, поведали суровые легенды, истории войн, предательств, героев и красавиц.

Пещерный монастырь Вардзия был высечен в скалах в 1156-1205 гг. по указанию отца царицы Тамар.



Монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры от вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля.

В 1283 году произошло крупное землетрясение, от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение.



Наш гид в центре :



Будущий культуролог Соломея указала путь в пещерный храм Успения Богородицы:



Под арками у входа:





Внурти на стенах - уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180гг., мастер Георгий) :





Никакой подсветки, только дневной из окон:



У самого входа полумрак, и потому получился немножко Рембрандт:



И уже в полном мраке увели нас в глубину горы к источнику "Слёзы царицы Тамар". Обладатели айфонов опять светили под ноги, потом нашёлся таки выключатель и мы попили прозрачной вкусной воды и с собой накапали слёз в бутылочки.

Единственный сувенир тут куплен, на парковке под горой - мацони в горшочке. Поел холодного, хотел отдать посудку глиняную, нет, это ваше, говорят. Вот спасибо. Одноразовые горшочки. Нам бы такое вместо обрыдшего пластика и картона .

Едем дальше. На повороте - крепость Хертвиси (XII в.)


Проехали мимо, с ветерком. Жаль.



Домик где-то на подъезде уже, такие в горах встречаются, кинутые:



Фотограф я никудышний, но эти горы. Пожить бы тут, порисовать, посмотреть, какие закаты и рассветы, как тут зимой и как весной.



А внизу река, шумная неглубокая и быстрая, пенится по камням. Уже на подъезде к Ахалкалаку увидел я такое, что поневоле стал смеяться на весь автобус и кричать "вы видели? хаха! нет вы видели?" Никто не видел, все слушали гида, а тут я разорался, пришлось извиняться и объяснять.

Вагон через реку мостом перекинут. Буквально пассажирский вагон и ничего больше. С берега на берег, они крутые. То есть: входишь в тамбурную дверь с одного конца вагона, идёшь через реку и на том конце выходишь опять в тамбурную дверь.
Снять не успел,  сети не нашёл (может видел кто?). Кто-то из местных сказал, что был когда-то в этом вагоне ресторан, уже тут, на реке, потом закрылся. Но как вагон припёрли на реку? Как установили? Тут кино снимать надо. Поеду-ка сниму, специально сюжет придумаю.

И вот доехали мы наконец до резиденции митрополита Николая в Ахалкалаке.
Фото нет, не до того было, но поверьте, тут все просто, скромно и со вкусом. И по размерам и по отделке.
Владыка Николай личность яркая:



Одна из статей о нём имеет подзаголовок "Грузинский митрополит проповедует при помощи Куросавы и Джармуша", это о многом говорит.

Из другого интервью:

"Детям, например, трудно даже на несколько минут сосредоточиться, что-то слушать или смотреть, не имеют таких навыков! Даже такой динамичный фильм как «Великолепная семерка» соседские детишки не смогли смотреть. Им было неинтересно. Тогда я начал показывать те фильмы, с которых начался кинематограф - Бастера Китона и Гарольда Ллойда. Десятиминутные смешные немые фильмы. Потом нашел более серьезные. Мы смотрим их, обмениваемся мнениями.
Язык искусства и, в особенности, язык кино - универсальный язык. Он очень выразителен!

Как-то разговорились с ребятами о чтении художественной литературы. «Представляете, - говорю удивленно, - у меня был пономарь 12-ти лет, который не читал «Остров сокровищ»!» Смеюсь, а они, оказывается, тоже не читали.
- А кто такой Бах, знаете? - спрашиваю. Смотрят удивленно …
Классическая музыка им была неинтересна. Как они выразились, единственное классическое, которое их интересовало, это классический тяжелый рок. Я тоже стал интересоваться классическим тяжелым роком. На самом деле, это не классический, а так называемый арт-рок. Я даю им слушать свои музыкальные записи, а они мне - свои. В 2003 году я пригласил своего друга, профессора Гамбургской консерватории, он им играл на саксофоне джазовую музыку…

Во время летних лагерей каждый выходной мы ездили смотреть старинные храмы. Однажды я сказал: «Сегодня мы будем слушать музыку, которую вы никогда не слышали». Мы расселись по разным местам и стали слушать тишину. Шел дождь, потом он кончился, где-то вдалеке паслись стада овец. Им было трудно, хотелось встать. Мы повторяли это упражнение несколько раз, понемногу они начали слышать звуки вокруг себя. Мы учились слушать самую главную музыку жизни. "
текст целиком

И ещё о кино: нам показали док.фильм, снятый при участии и по инициативе вл.Николая о жизни и работе реанимационного центра. Боюсь напутать, где он расположен и как назывется точно. Но главное: врачи в фильме говорят, что раньше, когда не хватало денег у родственников и они смирялись с неизбежным концом своих близких, врачи всё равно продолжали работу. И брали ВСЕХ, кто нуждался, и потом искали деньги на покрытие расходов. И надо видеть этих врачей и слышать, важно как они говорят об этом.
Теперь в Грузии расходы на реанимацию оплачиваются государством, официально. Деталей не помню, но суть, надеюсь, не переврал. Если так, то поправьте.

Дом вл.Николая яркий, полон диковинок, книг, картин.
За домом небольшой дворик, огороженный невысокой проволочной оградой, видно, что у соседей сохнет на веревочке, и что у них растёт в огороде.
Во дворике нас ждал стол с сырами и лепёшками. Сыры для начала. Это первое действие:



Сыры они делают сами. Это особые сыры. И есть их надо особо, какие с мёдом, какие с особыми приправами. Хозяин нас тут же и обучил искусству едения сыров.

Вино тоже своё, тут же было торжественно вскрыто и нацежено в кувшины:



Тостов было много, и за анимацию, за искусство одушевления тоже выпили:



Второе отделение - шашлык. Особый, вертикальный:



Внизу каждого шампура кусочек картошки. Во время жарки жир стекает на картошку, она румянится, печётся.... ням-ням. Пробуйте сами так пожарить.

Устройство накрывается мокрым одеялом:



Засекается 20 минут:



Дальше я не вспоминал о фотоаппарате. Вы меня понимаете.
Было что посмотреть и о чём поговорить. Пытался нарисовать дочку вл. Николая, Саломе, но не преуспел, договорились повторить при случае.
На том и закончу рассказ.
Добавлю только, что на обратной дороге мы плутали в ночных горах, устали как собаки, дрыхли на ходу и стучались лбами в стёкла и спинки сидений.

Наутро вл. Исаия сетовал и сокрушался, узнав про табуретку, что автобус оказался мал. Но мы возражали, что так и надо было, это судьба, что все на мягком ездят, не фокус, а у нас такой эксклюзив.

Приложение:
здесь и здесь нашёл снимки из пещерного монастыря Вардзия подробнее и получше моих

фестивали, путешествия

Previous post Next post
Up