Незавершенная война-1

Sep 11, 2018 19:56



Разумеется, немцы, как народ законопослушный, считали подписанный с большевиками Брестский мирный договор филькиной грамотой, которой предполагали подтереться после разгрома основной части французской армии и подписания сепаратного мира с Пуанкаре. В общем-то, к лету 1918 года к этому все и шло. Полностью деморализованная и раздерганная российская армия фактически сняла проблему «Восточного фронта»; массовые поставки продовольствия и угля из Украины и Донбасса сняли остроту продовольственно-топливного кризиса внутри Германии и в действующей армии; немецкие ВВС господствовали в воздухе, наводя ужас на Лондон, Ковентри, Саутгемптон, Бристоль и Норидж. Кайзеровская тяжелая артиллерия сокрушала всё и вся, и никакие английские танки не могли переломить ход войны.
В Восточной Европе немцы контролировали колоссальные по размеру территории. Дэвид Ллойд-Джордж, вспоминая сумрачные дни своего военного премьерства, писал: «Это колоссальная катастрофа, которой Европа не знала со времен Наполеона, и сделать что-либо совершенно невозможно». Разумеется, это относилось не к возможному захвату Парижа (несмотря на всю удаль бошей, дело, скорей всего, ограничилось бы новой континентальной блокадой Англии и потерями части колоний в Африке и Индокитае). Британского премьера пугала перспектива русско-германского союза, во главе которого стояли не какие-то прощелыги с темным прошлым, а два признанных династийнных монарха - кайзер Вильгельм и русский император Дмитрий.
Разумеется, речь шла о великом князе Дмитрии Павловиче (1891-1942), которому, по словам Феликса Юсупова, немцы предложили в конце лета 1918 года русский престол в обмен на подписание легитимного мирного договора. Замети, на условиях куда более выгодных для России, нежели те, что были зафиксированы в «Брестском мире». Что было здесь ключевым?
Безусловный отказ России от каких-либо притязаний на польские земли. При этом немцы гарантировали, что никакого независимого польского государства на территориях бывших российских губерний создано не будет. Историческая Польша аккуратно делилась между Германией, Австро-Венгрией и Украиной (последняя становилась австро-германским протекторатом во главе с королем Вильгельмом Францем Габсбургом-Лотарингским).
Второй момент - гарантия неприкосновенности земельных (и иных) владений этнической немецкой знати в Ливонии и Эстонии. При этом высказывания отдельных историков о желании немцев оккупировать российскую Прибалтику представляются надуманными, так как для немцев были важны порты военного назначения, а не плохо возделанные земельные участки в климате, не способствующем высоким урожаям.
Третье - и, как думается, самое лакомое, это выход в нефтяные районы Северного Кавказа и далее - в Азербайджан, чего больше всего на свете страшилась Великобритания. Прекрасно осознавая тот градус ненависти, которую испытывали к англичанам в Персии, Ираке, Афганистане, Индии (да, собственно, везде, где ступала нога «белого сахиба»), бриты опасались вспышки антибританских восстания на Ближнем Востоке и в Индии, тем более, что афганские короли были германофилами и страстно желали поражения ненавистной Британской Империи.
Какой вариант развития события на тот момент представлялся саамы реалистичным?
Поскольку Дмитрий Павлович фактически находился в тот период на английской службе, его надлежало выкрасть и вывезти в Киев. Свои Отто Скорценни у кайзеровской Германии были уже тогда, неслучайно, агенты Третьего отдела Генштаба проникали даже в самые секретные подразделения генеральных штабов стран Антанты.
Previous post Next post
Up