Чебоксары и Канаш, 1920-1930-ые. Часть 2.

Sep 07, 2015 08:42



Чебоксары, летняя библиотека им. Пушкина, 1930 гг. Кто же был  затейник, создававший сказочные павильончики?



Канаш, довоенные годы. Город начинался, как потенциальный промышленный центр.

Так вот, вернемся в 1920 годы.
Момент, когда создавалась Чувашская Автономная республика (1925 год), был весьма необычный - народы Поволжья формировали постепенно свои национальные "дома".
В 1918 году  Поволжье была создана первая автономная  область - Немцев Поволжья, в  1920 году Татария стала Автономной республикой,  в и были созданы две автономных областей - Чувашская и Марийская. Три автономные области стали   автономными республиками в 1923 (Немцы Поволжья), в 1925 (Чувашия) и 1934 гг. (Мари) соответственно.
Поскольку автономные области были созданы весьма приблизительным образом, не в полном соответствии с национальными территориями, и территориально менее значимыми, чем  будущие республики, и вот момент приделения новых районов был и отвественен, и потенциально болезнен.
Так,  Татарская Автономия, скажем, не совпадала с границами Казанской губернии и хотела расширения до ее границ.
Республика Немцев Поволжья получила при преобразовании из АО еще несколько районов.
Марийская АО хотела районы Чувашского Заволжья.   Чувашия, напротив, хотела объединить всех чуваш, и создать столицу не в Чебоксарах, но в Симбирске, хотя чуваши в степных районах оказались относительно поздно, в результате многонациональной колонизации Волги.
Но, тем не менее, некоторые претензии были учтены с  превышением. Так, в результате получилось, что в состав Чувашской автономной республики попал город преимущественно русский - Алатырь.

Но мало было получить территории, следовало их осваивать - связывать дорогами, создавать промышленность, развивать культуру в общем русле  планов развития СССР. То есть вопрос, в общем-то стоял о состоятельности национальных проектов.

И вот тут-то важным оказалось строительство участков дороги Чебоксары-Канаш.

Как пишет "Чувашская энциклопедия":

"Впервые в бюджете области на Д.с. предусматривается выделение средств в 1923, первым годом организованного Д.с. стал 1930. Дорога Чебоксары-Канаш была построена методом народной стройки. Это - первая автомобильная дорога с твёрдым покрытием в виде булыжной мостовой из местного камня-песчаника, ширина покрытия 4,5-5,5 м, искусственные сооружения, за единичными исключениями, деревянные".

Метод народной стройки - распределение повинности строительства участков дороги по деревням, с минимальным финансированием со стороны государства, но с определенным инженерным и техническим обеспеченим.



Фото из "ЧЭ" -  Мощение дороги Чебоксары - Канаш. 1932.



Культура для строителей!







Эпизоды строительства

И в качестве иллюстраций, как выглядела аналогичные дорожные стройки в республике:







Подготовленное для мощения полотно.






Итак, в 1932 постройка первой дороги была завершена.

"Качество дорожных работ в республике успешно выдержало испытание в июле 1933, когда по её территории проследовали участники Всесоюз. автопробега по маршруту Москва-Каракумы-Москва, давшие высокую оценку технич. состоянию дорог. Автомобильная дорога в направлении Горький-Казань (в наст. вр. дорога М-7) к 1935 имела твёрдое покрытие только на участке Чебоксары-Канаш. С 1930 по 1935 в Чуваш. АССР было построено 7576 км благоустроенных дорог (42,3 км/тыс. км2). В 1935 за успехи в Д.с. Чуваш. АССР награждена орденом Ленина".



Автопробег Москва - Горький - Чебоксары - Казань - Самара - Оренбург - Актюбинск - Кзыл-Орда - Чимкент - Ташкент. Затем от Чарджоу через пустыню Кара-Кум на Красноводск. После переправы через Каспийское море, Баку - Тифлис - Армавир - Ростов-на-Дону - Харьков (тогда столица Украины) - Воронеж - Тула - Москва.



В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, из которых шесть легковых ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонные грузовика АМО-3 (выкрашенные в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца), три импортные трехосные Ford-Timken, одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ и один капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-АА.

История России, Чуваши

Previous post Next post
Up