Продолжим наше сравнение.
Спорт и физическая культура, как части социальной организации - очень современная и относительно недавно установившаяся вещь (100-200 лет). Можно ли вообще считать спорт технолигией? Социальной технологией - безусловно!
Между тем, древние греки сделали его частью общественной жизни очень давно.
Итак, древность. ( Очень рекомендую сайт
http://www.perseus.tufts.edu/Olympics/running.html )
Первая олимпиада была проведена в 776 году. Есть сведения, что до нее были проведены 26 олимпиад. Однако, первой считается именно эта олимпиада, отчет ведется от нее.
Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, было проведено 292 олимпиады.
В 394 году нашей эры римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования.
В греческой школе физкультура была важным предметом. Хотя и не на первой стадии.
"Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или последовательно - сначала в школе грамматиста, а затем кифариста)... В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям (альфа, бета, гамма и т. д.), потом складывали их в слоги, затем слоги в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски, так называемой абаки, напоминающей счеты. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»).
В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение двух-трех лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.
Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже - гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой".
Средние века.
После разгрома Римской империи и школьное образование, понятно испытало упадок и своеобразное расщепление на две ветви, каждая более слабая, чем в древнегреческой школе.
Если грамоте учили в приходских и монастырских школах (монастырские, готовящие священников, учили риторике, схоластике), то физическое воспитание входило в подготовку молодого феодала (грамотности от него почти не требовалась). Параллельно рыцарскому идеалу существовала программа «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сложение стихов и игра на музыкальных инструментах.
Что касается приходских и моанстырских школ, то:
"Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка богослужения. В средней школе, возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи «свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, или логика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия и музыка)".
Но если уровень обучения в школах достиг уровня греческого примерно 2000 лет спустя (700-600 гг до НЭ-1400-1500 гг НЭ), то с возвращением спорта в общество и физической культуры в школу дело обсточло много хуже.
Взглянем на историю соревнования:
первые соревнования по плаванию - Венеция около 1500 года
первые конные соревнования (стипль-чез) вскоре после 1600 года в Англии,
первый чемпионат страны по боксу - в 1719 г. в Англии
по гимнастике - после 1810 в Германии,
по бегу - в 1837 в Англии,
по классической борьбе - с 1840-ых во Франции.
И именно в 19-ом веке физическая культура стала возвращаться в школу.
И так далее.
Тут разрыв достигает величин 2200-2600 лет.