Предыдущие части
Ранние божества Египта. Откуда родом ранние египетские боги? 1. Родственники с озера Чад. Откуда родом ранние египетские боги? 2. Родственники из долины Инда. Откуда родом ранние египетские боги? 3. Птицеголовые Европы и Средиземноморья. Коротко обобщим наши данные, пополнив их дополнительно собранной информацией.
1 Египет. В 4 тысячелетии в Египте появляется немалое число статуэток птицелюдей или, скорей, птицебогов (человеческий торс, птичье голова) - несколько больше женщин, чем мужчин. Позже они приведут к богу Гору с соколиной головой, богиням Бат и Нут и так далее.
Дополнительно к уже выложенным приведу несколько примеров, доказывающих, что явление это было распространенным широко.
Egyptian Woman and Child, terracotta, Before 3200 BCE, Memorial Art Gallery Collection
Забавная подпись - неужели "египетская женщина и ребенок" имели птичьи клювы?
Египет, Негада I 4000-3500 до н.э. Птицеженщина.
Существует также класс амулетов,представляющих человеко-птиц в упрощенной форме:
Это женщина по замыслу мастера, два кружка на торсе - груди.
2. Африка, Афганистан, Индия. Птицелюди-птицебоги существовали в соседних культурах - xnj показывают пещерные фрески на озере Чад, в Афганистане, бывшем ареалом цивилизаций долины Инда, как и у цивилизации Хараппы, найдено много керамических скульптурок птицеголовых существ.
Но тут они появились, вероятно, на 500-1000 лет позже, чем в Египте.
Indus Valley Figurine Seated figure
3. Зато в Средиземноморье найдено много древних центров, связанных с ихображением птицечеловека. Старейшие относятся к позднему палелиту - раннему неолиту, то есть периоду около 8-12 тыс до. н.э. Это Южная Франция, Сицилия, Анатолия.
Одна из читательниц (
taorminese ) привела в своем ЖЖ очень любопытные наскальные изображения из Сицилии, возрастом около 10- 6- тыс до н.э. - Grotta dell'Addaura.
Тут встречаются люди с клювами - одна фигура совершенно ясно это демонстрирует.
Далее следует культура, представленная множеством архаичных фигурок - это примерно 6-5 тыс до н.э - балканская культура Винчи, Фессалия, Крит, Анатолия, Шумер - такое впечатление, что они могут быть и связаны между собой общностью мифологических представлений о Богине-Матери, и даже неким каноном изображения птицеголовой богини.
Откуда-то отсюда, их этих центров, идут реликтовые представления о Сове - Афине (богиня мудрости, городов, государств), богине Иштар, способной обращать людей в птиц без крыльев, ее сирийской трансформации богине-птице-Астарте (богиня любви и власти) и о египетской птице Бенну (Фениксе). Я бы вспомнил ещё о путешествии Иштар в подземный мир, где обитают мёртвые -- о путешествии Иштар...
К дому, в котором вошедший лишается света,
Света он больше не видит, во тьме обитает;
Туда, где питье его - прах и еда его - глина,
А одет он, словно бы птица, одеждою крыльев.
То есть крыья - это деталь подземного, загробного мира.
В славянской мифологии есть, кстати, представление о птице Моголь, несущей героя из подземного мира, и о «тигр-птице», которая переносит героя в туше быка за огненное море в «девичье царство (как птица Бенну, несущая свого отца в яйце, слепленном из мирры).
Однако, это может быть и заимствование, потому что, похоже, мифологические представление о птице-женщинах порождено доиндоевропейским наслением Европы, не индоевропейцами, какими были в основном восточные славяне.
4. Птицелюди - ровесники египетских богов.
Интересное исследование представил Майкл Эверсон (Michael Everson, “Tenacity in religion, myth, and folklore: the neolithic Goddess of Old Europe preserved in a non-Indo-European setting” Journal of Indo-European Studies 17 Numbers 3 & 4, Fall/Winter 1989, pp. 277-95.
http://www.evertype.com/misc/basque-jies/basque-jies.html#ft5) - о неиндоевропейских корнях культурного феномена птицелюдей (птицебогов), что можно доказать с помощью мифологических представлений басков.
Он представил изображения нескольких таких химер 4 и 3 тыс до н.э из местностей, заселенных басками. - привожу эти изображения..
Figure 1: Owl-beaked goddess with human breasts and necklace, 60 cm tall, engraved on the wall of an antechamber in Hypogeum 23, ca. 3000-2500 B.C., of the Razet cemetery at Coizard, south of Épernay (Marne) in north-central France (after Gimbutas 1989:192 [fig. 295]).
Совоподобная богиня с человеческими грудями и ожерельем, Франция.
Figure 2: Goddess depicted with beaked eyebrows above and prominent vulva below, 180 cm tall, engraved on stone slab in an angled passage tomb, ca. 3000 B.C., near Luffang on the river Crac'h, south of Auray (Morbihan) in southwestern Brittany (after Gimbutas 1989:193 [fig. 298]). The placement of this powerful abstract image along the passage into the tomb (Shee Twohig 1981:181 [fig. 139]) must have been awesome to those who took part in ritual there. Certainly that placement makes it clear that she was meant to be seen (O'Sullivan 1986:81).
Изображение богини с птичьми глазами и вульвой, Франция.
Figure 3: Owl-faced figure with hands at the pubis, engraved on a stone plaque and found in a megalithic passage grave, ca. 3500 B.C., from Montemor-o-Novo, west of Évora (Alto Alentejo) in west-central Portugal (after Almagro Gorbea 1973:219 [fig. 202]). The goddess' hands often meet at the pubic triangle or lie across her belly (cf. Gimbutas 1989 figs. 307, 309, 320, etc., and figs. 4 and 5 below).
Совопобоная фигура с руками, Португалия
Figure 4: Beaked figure with large eyes, wing-like arms, and "energetic" chevrons, 7.2 cm high, engraved on a schist plaque and found in a megalithic passage grave, ca. 3500 B.C, from Horta Velha do Reguengos by Barbacena, southwest of Monforte (Alto Alentejo) in central Portugal (after Leisner & Leisner 1959:57-58 [Taf. 34.10]).
Аналогичная фигура, Португалия
Figure 5: Beaked goddess with hands touching the pubic triangle, engraved on a light sanddtone plaque found in Dolmen 1, ca. 3500 B.C., at Vega del Guadancil, southeast of Garrovillas de Alcometar (Cáceres) in west-central Spain (after Leisner & Leisner 1959:323 [Taf. 55.1]). Angular zigzags on side and back may be connected symbolically with the regenerative energy of the vulva and of this goddess.
Религия земледельческой Европы обращалась к цикличности жизни, когда за смертью следует рождение. Поэтому некоторые божества начинают соединять в себе эти понятия. Птица становится символом и смерти (хищные птицы), и рождения, м кормления ребенка (грудь), она, в таком синтетическом виде воплощается в нескольких мифологических персонажах. Такое соединение обнаруживает Эверсон в басконском фольклоре.
Миф задает правила поведения, формулирует определенные нормы, определяет ритуалы.
Собственно это же мы видим и в египетской мифологии - смерть и возрождение, цикличность, определение жизни через мифы, возрожающаяся птица феникс (Бенну).
5. Попытка связать феномен с определенной миграцией.
Есть искушение связать феномен птичечеловека с определенными миграциями и даже определенной гаплогруппой. Если нанести на карту распространения гаплогруппы Е1b1b1 места появление соотвествующих предметов - от ранних спорадических (обозначены черным) до древних (6-5 тыс. - синий цвет) и современных додинастическому и древнединастическому Египету (красный цвет), то отказывается,, что определенная связь прослеживается. Вполне возможно, что культура Винчи-пеласгов-басков могла быть в достаточно сильном ролстве с культурой раннего Египта.
Это, конечно, не доказательство, а только заявка на него, предположение.
Тем не менее, оно кажестя весьма эвристичным.
Карта распространения гаплогруппы E1b1b1 (M35) с сайта «ancestry.com» (Ancestry DNA): - и места проявление мифа птицебогов-птицелюдей.