Рассказывал я как-то про гроссмейстера , который много раз приезжал в Пардубице на известный оупен - и ни разу не доехал до Праги. Мне это показалось очень характерным.
А недавно читал
интервью Сергея Кима с Давидом Наварой (интересное) - и вдруг встретил выражение "неброский Оломоуц". Это про город с прекрасной архитектурой, великолепными стенами редкостно сохранившейся городской крепости, прекрасным парком, Святой Горкой и всеми прочими окружающими его красотами - ну, точно, Сергей Ким города-то почти не видел, торчал в гостинице. А она и дома вокруг были неброские.
Но вот и само интервью почти про то же - Навара (психически весьма лабильный)в нем как бы извиняется, что он шахматист, и ни на что иное его уже не хватит, ничем иным не будет..
"Я хотел стать профессиональным шахматистом, родители не были против, не возражали. Но они хотели, чтобы я также получил какое-то образование. Так как в сегодняшней жизни обойтись без образования крайне трудно. Ведь если что-то произойдёт, например, с нервами, трудно найти нормальную работу…"
...
- А какая у вас специальность?
- Логик. Я посещал занятия на философском факультете и выбрал специальностью логику. Но должен сказать, что она не самая практичная, я вряд ли сразу смогу работать по специальности. Кроме того, я уже многое забыл. Но звание магистра у меня есть, и я доказал, что не самый глупый человек (улыбается). Если бы я искал работу, то это звание имело бы определенное значение и какой-то вес.
...
- Вы производите впечатление мягкого, бесконфликтного человека…
- Я стараюсь таким быть и думаю, что для этого у меня есть некоторые предпосылки. Хотя существует и внутреннее напряжение, порой очень большое.
- С другой стороны, когда борешься на высшем уровне, требуется и определенная жесткость в характере. Как уживаются в вас эти противоречия?
- Порой трудно. Совмещаются, может быть потому, что я не воспринимаю шахматы слишком серьезно. Конечно, шахматы это моя работа. И работаю я не так уж мало, работаю старательно. Но не считаю шахматы самым важным делом в жизни. Я понимаю, что работа врача, например, важней. Да, я могу кого-то обыграть. Но когда человек садится за доску, он должен считаться с тем, что может выиграть, но может и проиграть. Жизнь продолжается!
...
- Чем любит заниматься гроссмейстер Навара в свободное от шахмат время? Наверное, много читаете?
- Я думаю, что много читаю, и все-таки не считаю себя начитанным. Когда люди разговаривают о каких-то книгах, часто выясняется, что я почти ничего не читал, ничего не знаю. Быть может, книг так много, что человек просто не успевает за всем следить. Я признаю, что у меня довольно ограниченный, как и у многих, кругозор. Кроме шахматных журналов и книг читаю также социологическую, философскую и религиозную литературу. В общем, хотя читаю немало, не являюсь экспертом в какой-то области.
- Гарри Каспаров оставил практические выступления в сорок с небольшим лет. Вы можете представить свою жизнь без шахмат?
- Допустим, что могу. Но на данный момент нет ничего, чем я мог бы заменить шахматы. Скажем, когда я готовился к заключительным экзаменам в вузе, я почти не занимался шахматами. Но не думаю, что от этого моя жизнь стала лучше. Стал больше есть, меньше спать… И потом не думаю, что могу делать что-то более полезное. Я уже сказал, что не считаю шахматы самым полезным делом в мире, но с другой стороны, лучше хороший шахматист, чем плохой логик. У меня есть другие способности, но ни одна из них не развита настолько, чтобы я мог на хорошем уровне заниматься другой работой.
В общем и целом Навара говорит о проблеме: серьезные профессиональные шахматы отбирают остальные возможности. Человеку только кажется, что вот он отойдет в сторонку - и реализует свой интелллект в какой-то иной области, чуть ли не станет вдруг профессионалом. Ан нет, маловероятно.
Ботвинник в свое время гордился, что у него есть работа, что он энергетик, а потом куратор работы по шахматной программе "Каисса" (неудачной, впрочем). Какой он был энергетик, мы не знаем. Не такой, конечно, как Ботвинник-шахматист.
Каспаров прогорел в политике, и даже утешения в виде поста президента ФИДЕ - не получил.
Пытался еще в промежутке стать последователем Фоменко, важно говорил, что Древней Греции не было, чем всех, кажется, насмешил.
Как бы и не было никакого интеллекта у Гарри... Чтобы не терять ума, надо его питать и развивать, а деревянные фигурки плохая диета.
И вот так вот почти все, кого не вспомнишь: коготок увяз, всей птичке пропасть.
Разве что Ройбен Файн? "Во время
второй мировой войны Ройбен Файн занимался аналитикой в секретной группе учёных при ВМФ США - ASWORG, в его задачи входило изучение различных аспектов борьбы с подводными лодками и самолётами противника, составление соответствующих отчётов и т. д. Владея несколькими иностранными языками, Файн выступал также как переводчик. В 1948 отказался от участия в
матч-турнире на первенство мира; в 1948/1949 выиграл турнир в Нью-Йорке; в дальнейшем прекратил выступать в соревнованиях...Отойдя от практических шахмат, Файн вернулся в высшую школу и дальнейшую жизнь посвятил, главным образом, работе над проблемами
психоанализа, а также преподавательской деятельности. Работал профессором в Нью-Йорке и являлся почётным профессором
Амстердамского университета, Лоуэлловского института технологии,
Флорентийского университета. Основал «Центр творческой психологии», расположенный в самом центре
Манхэттена. ... "В области фрейдистской психологии Файн был гигантом… Файн написал «Историю психоанализа» - классическую книгу, используемую каждым специалистом в этой области и опубликованную в 1979 году" А. Денкер.".
Респект!
Соскочить, и как можно раньше.