В честь полета Гагарина - о его фамилии, о роде и местах, где жили предки.
Откуда фамилия?
Гагара крупная водяная птица, обычно черного цвета. Была пословица 'сколько ни мой гагару, все черная'.
Когда Ю.Гагарин полетел в космос, один из потомков бывших князей Гагариных за океаном объявил его родственником. Фамилия князей была еще боярская - от князя Михаила Голибесовского по его нецерковному имени Гагара (начало XV в.); известен паломник - Василий Гагара. В 'Ономастиконе' Веселовского. упоминается Гагара, Гагарины: кн. Михаил Иванович Гагара Голибесовский-Стародубский, первая половина XV в.; от него - князья Гагарины Гагара -1) водяная птица и 2) весельчак, зубоскал [Ср. Гага]
Диалектное гагара имело различные переносные значения (первично - 'морская птица'): 'хохотун, зубоскал'; 'неуклюжий, длинношеий', темный (как гагара).
Утверждалось, что в действительности Ю. Гагарин - потомок княжеских крепостных; до падения крепостного права крепостным запрещалось иметь собственную фамилию; после 1861г. многим тысячам крестьян центральных губерний (Рязан., Смолен. и др.), где разветвленный род Гагариных имел огромные вложения, записана фамилия их бывших владельцев. (Н).
http://www.genway.ru/lib/allfam/%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD/?keyfam=%D0%93%D0%B0&page=3 Но это не так, эти Гагарины из государственныъ крестьян. На самом деле фамилия Гагарин тут произошла от клички деда - Гагара. Отец первого космонавта говорил: 'Мы, Гагарины, народ веселый. Поэтому и фамилия у нас такая. Умеем мы посмеяться, стало быть, погагарить, если говорить по-деревенски. А кто людей веселит, за того и мир стоит'.
Откуда род пошел?
Дед космонавта Иван Федоров (Гагара) был из костромской деревни Конышево. "Подробное изучение книг Смоленской духовной консистории позволило установить точное место его рождения. В метрической книге Николаевской церкви за 1887 год была обнаружена уникальная запись следующего содержания: «Костромской губернии, Чухломского уезда, Просековской волости, дер. Конышево запасной рядовой Иван Федоров...»
Благодаря этому открытию были продолжены поиски в костромских архивах. Ответ пришел из Чухломского райотдела загс. В метрической книге церкви села Бушнева были найдены сведения о рождении 19 сентября 1858 года у государственного крестьянина деревни Конышево Федора Петровича и его законной жены Епестемеи Николаевны сына Ивана. Таким образом, стали достоверно известны дата и место рождения деда космонавта, имя и отчество его прадеда - Федор Петрович, имя прапрадеда - Петр.
А вот соседнее село Бушнево до сих пор значится на картах области. Сохранилась там и Богородицкая церковь, в которой крестили И. Ф. Гагарина".
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/moskva/2006/7/gagarin.html Увы-увы. Церковь стоит еще, но купол провалился внутрь.
http://www.old-churches.ru/ch_044.htmДа и сама деревня умирает, одни развалины да несколько домов.
Дом в Бушневе, 2007
Таких домов тут было множество. А теперь мало их осталось, да и те разваливаются.
Развалины школы в бушневе, 2007
http://xn----dtbfccaqgkavuda3aihdp.xn--p1ai/%D0%B1%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE/ В древности на месте церквей Бушнева был небольшой монастырь, называвшийся Карпищевой пустынью. Позже,на месте монастыря в 1818 году был построен помпезный храм. Инициатором строительства был разбогатевший подрядчик П.В.Лесников, уроженец Бушнева, живший в Петербурге. За образец он взял Исаакиевский собор в Петербурге. Другая (зимняя) каменная церковь в Бушневе была построена в 1833.
О Богородицкой церкви и селе
пишут «Богородицкая с. Бушнево имеет два храма, оба каменные, с такою же, отдельно стоящею между ними колокольнею: а) холодный, постр. в 1818 г. тщанием прихожан совместно с Петербургским поч. гражд. Петром Васильевичем Лесниковым, при помощи церк. сумм, и б) теплый, постр. в 1836(33?) г. на средства церкви и прихожан. Оба храма обнесены отдельными каменными оградами. ... достопримечательны: а) Евангелие напрестольное, приобретенное для первой церкви в с. Бушневе владельцем сей местности, стольником Царя Михаила Федоровича Иваном Луговским и б) Синодик от первой церкви в с. Бушневе, в котором первыми родами значатся: "род чудотворца Сергия, род Никона чудотворца, род Зосимы Соловецкого, род Савватия Соловецкого, род думного дворянина Томила ..... и с (ы) на Ивана Флоровича Луговских" и других. Все эти сведения изложены в особливой книжице "Памятники древних лет в с. Бушневе Костромской Губернии". Самое же село Бушнево в 1647-1648 г.г. как сказано в V-м вып. Костромской старины (дело N 57, ст. Селифонтова), считалось "Дворцовым" селом с царскими управителями. Расстояние от Костромы 150 в., от Чухломы 28 в. Ближайшие церкви:
Софийская с. София-Бушнево в 9 в.,
Никольская с. Арсеньевой Слободы в 10 в.,
Троицкая с. Рамешек в 11 в. и
Никольская с. Каликина в 13 в.
Впервые в письменных источниках село Бушнево упоминается 16 октября 1545 г. в жалованной грамоте Московского великого князя Ивана Васильевича (Грозного), когда оно с деревнями
Ваганово, Круглышово, Вислоухово и другими было пожаловано галичским помещикам Василию и Ивану Карандашовым (Свиньиным).
В грамоте Ивана Грозного подтверждается, что Бушнево с деревнями было пожаловано Свиньиным ещё отцом Грозного, великим князем Василием Ивановичем (1505-1530), но «… тое де у них грамоту взяли казаньские татаровья и деревни де воевачи и людей в полон поймали…». Видимо, когда татары в 1522 и 1540 гг. совершали свои очередные на
город Галич, они разорили и Бушнево. Но затем село было вновь восстановлено. 16 октября 2012 г. Бушнево отметило 467-й год своего существования.
Село Бушнево с деревнями передавалось «в кормление» то одному, то другому служилому человеку. В 1615 г. им владел московский думный дьяк Садывной. В 1629 г. оно уже принадлежало другому дьяку, Томиле Луговскому - видному политическому деятелю, который был в 1610 г. в составе посольства, отправленного к польскому королю Сигизмунду. В середине 18 века Бушнево было поместьем графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, участника Полтавской битвы и первого сенатора, подписавшего в 1718 г. смертный приговор сыну Петра I царевичу Алексею, своему племяннику, так как Мусин-Пушкин был внебрачным сыном царя Алексея Михайловича и сводным братом Петра I.
г.
http://forum.there.ru/viewtopic.php?f=5&t=1302 И о контексте.
Что за люди жили в Чухломе?
Всякие. Немало оттуда актеров вышло - скажем, Пуговкин оттуда. Что немудрено - Кострома край скоморохов. Например, вот что писал о своем роде Дудиных поэт Михаил Александрович Дудин, родом из тех же мест - Кострома и Иваново: «Это был род скоморохов, артистов, поэтов по мироощущению. Людей жизненно стойких, прямых по характеру, не унывающих в беде, ценящих острое слово, умеющих постоять за друзей своих и за себя... Много позже, уже в Ленинграде, я узнал от академика Д.С. Лихачева, что еще при царе Иване Грозном был издан указ «истребить племя Дудино»... (газета «Неделя». 1981 год. №44)».
Юный Пуговкин"..актер Михаил Пуговкин, настоящая фамилия которого даже звучит по-мерянски - Пугорькин (или Пугонькин? СА). Пуговкиным он стал только по приезде в Москву. А пугорьками с ударением на первый слог в Костромской и Вологодской областях называли холмы, бугорки. На такой вот «пугорьке» стояло село Раменье, где и родился известный киноактер.
Ну, да, да к нашим временам все уже настолько русифицировались, что и корней не найти.
Но было б желание. Иногда оно, впрочем, перехлестывает через край.
Следующее несколько приятнутое за уши рассуждение породило версию о колдунах в роду космонавта, а конкретно так даже о колдуне-деде: "Несколько поколений Гагариных жило в Конышево на Мерянской дороге. Так называлась часть тракта Санкт-Петербург - Екатеринбург, проходившая по центру Костромской губернии. Мерянская дорога сегодня - заросшая колея к западу от Парфеньево, используемая только лесовозной техникой.
Насельники лесного края до последнего времени считались остальными жителями людьми особенными, способными договариваться с духами и темными силами. Поэтому мерянские мужики подрабатывали, пожалуй, самым оригинальным в России способом - они колдовали на заказ. Когда заканчивались осенние работы по уборке урожая, собирались по придорожным деревням и лесным починкам взрослые мужики и отправлялись небольшими компаниями в крупные села, костромские посады и города ворожить, кому что надо, знахарствовать или костоправничать.
Отметим, что у славянских народов колдуньями считаются в основном женщины, причем пожилого возраста, а вот у финно-угров - мужчины средних лет".
Фантазия, конечно, фактов почти никаких. Но, по части мистики, Кострома и впрямь была богата, об этом дальше.
Дед Гагарина был, что известно твердо, столяр и плотник, переехавший после службы в армии на Смоленщину:
"В записях о рождении детей глава семьи до 1897 года проходит как отставной рядовой, а начиная с 1899 года значится крестьянином. Крестьянский труд чередовал он с отхожим промыслом. Судя по рассказам клушинских старожилов, был И. Ф. Гагарин искусным плотником и столяром. Часто уходил он на заработки, причем бывал не только в ближайших селениях, но и в соседних губерниях. После одного из таких походов Иван Федорович не вернулся. У Алексея Ивановича осталось в памяти, что видел он отца в последний раз в 1914 году. По другим данным, Иван Федорович погиб где-то на стороне еще до 1910 года.
То есть дед Гагарина Иван Гагара попадает в иную категорию чухломских уроженцев - отходников.
Артель отходников-строителей Чухломского уезда, конец 19 века.
Вообще в Костромской области ремесленников было много, край на урожаи бедный, и зарабатывать надо ремеслом
Костромские ямщики с упряжью
Костромские ямщики.
Костромской бондарь.
Дети в костромской деревне.
Движение хлыстов появилось будто бы от основателя - костромского крестьянина Данилы Филиппова:
"Основал эту мистическую секту Данила Филиппов, как он сам объяснялся, через "озарение" достал истину. Позже он назовет себя Богом Саваофом, чем вовсе и не удивит сектантов, ибо таковым они его и считали. Еще чуть позже, в 1649 г., этот беглый солдат Костромской губернии назовет ревностного последователя Суслова "сыном своим единородным", то бишь Христом Иисусом. И опять поверят ему сектанты, потому что Суслов окружит себя "богородицей" и двенадцатью "апостолами". Купив огромный дом в Москве на средства последователей, назовет его "Новым Иерусалимом". Там и закрутятся умопомрачительные радения, регулярно заканчивающиеся свальным грехом.
В 1699 г. Данило Филиппов умер - как упрямо станут утверждать хлысты - "вознесся на небо", и его место займет Прокопий Лупкин, который в 1716 г. будет предан суду в Ярославле, после покаяния властям отпущен, но лишь в 1733 г. секта будет признана как зловредная ересь, и повсеместно в России на хлыстовщину обрушатся гонения. Но... время упущено. Хлысты распространились в Рязанской, Тверской, Симбирской, Пензенской, Вологодской, Нижегородской, Костромской, Владимирской и Ярославской губерниях. Да что там говорить за мир, если к 1733 году только в одних московских монастырях насчитывалось уже 8 хлыстовских гнезд. В следствию было отыскано 416 человек, из которых часть была казнена, часть сослана в Сибирь, другая часть принесла покаяние".
Интересно было бы поискать связки с мерянскими культами - уж больно радения хлыстов напоминают шаманский экстаз.
Или же еще с одной мистической струей того времени, которую представляют офени. Помимо того, что они были торговцы, это были люди со своим внутренним порядком, образованней, чем среда, в которой они проживали. Центром офеней считается Ковров Владимирской губернии, но это также Тверская и Костромская губернии.
Офени проявили себя раньше хлыстов, уже в 15 веке.
Цитируем занятное рассуждение:
"Офени были очень закрытой социальной группой и исследователи о них знают мало. Неизвестно даже происхождение имени «офени». Историк и психолог Александр Швецов (псевдоним Андреев), исследователь этого пласта русской культуры, предполагает, что офени ведут свою родословную чуть ли не от афинских греков. (Недаром они и по внешнему виду отличались от остальных крестьян - имели смуглую кожу.) Он пишет: «Скорее всего, офени были православными греками, бежавшими на Русь после захвата Византии турками в 1452 году. Изрядная их часть приехала в посольстве Софьи Палеолог, ставшей в 1472 г. женой Великого князя Ивана III. Очевидно с их поселением в Шуе, Палехе и Холуе связан расцвет иконописания в этих местах. Наличие же такого товара вызывало к жизни потребность в сбыте. Так и родилось сообщество тех, кто ходил по всей Руси Великой с коробушками. Думаю, изначально это сообщество состояло из греков, их русских жен, полурусских детей, русских соседей и подмастерьев. Отсюда так называемый тайный или искусственный офенский язык, содержащий так много греческих слов».
Заполнить белые пятна в истории офенства попытались на первой краеведческой конференции, которая несколько лет назад прошла в селе Горячево - муниципальном образовании Савинского района, в ведении которого сейчас находится Алексино. Краеведы, сотрудники музеев, этнографы и лингвисты из Савина, Иванова, Шуи и Москвы под гербом Савинского района, на котором изображен офеня, делились своими соображениями об этом загадочном явлении.
Ученые в основном сходятся во мнении, что офени - это бродячие торговцы, коробейники. Однако в эту версию не вписывается ряд странных моментов. К примеру, уровень грамотности в среде офеней составлял 70 процентов. Обратите внимание - это в XIX веке, среди государственных крестьян, к которым они по статусу принадлежали! Исследователи упоминают также тот факт, что древние коробейники владели навыками гипноза и прочих психологических техник.
Потребность в подобных умениях, конечно, можно списать на необходимость грамотно обмануть покупателя (опять же возвращаемся к расхожей присказке «не обманешь - не продашь»). Однако, оказывается, не все так просто.
Исследователь Александр Швецов (Андреев) считает, что надо четко разделять офень истинных и тех, кто унаследовал внешние признаки этого явления, занявшись отхожими промыслами и торговлей, но ничего общего не имел с глубинной сутью данного пласта русской жизни. По версии Швецова, во второй половине XIX века, когда коробейная торговля приобрела массовый характер, исконные офени затерялись среди бродячего крестьянства, возможно, даже радуясь возможности окончательно исчезнуть из-под возможного наблюдения.
Так кто же такие на самом деле эти странные офени и что так тщательно скрывали они от непосвященных? Историк по образованию и, возможно, сам представитель офенского рода Швецов считает, что корни этой культуры уходят через скоморохов в глубокую древность Руси. Поэтому, по его словам, среди офеней, по крайней мере среди той части их сообщества, которая именовала себя мазыками, долго жили те знания, которые обычно именуют мистическими и магическими".
http://cboumagazine.livejournal.com/11983.html И последнее интересное сведение
Носителями коренных фамилий костромского края являются Мушниковы, Пелевины, Шишкины, Корольковы, Ершовы, Потанины, Касаткины.
Задумываясь о корнях, можно понять, как много от русской традиционной культуры сошлось в таком вроде простом с виду парне Юриии Гагарине.