Да, тут еще более интересные моменты открываются. Греки переняли волынку через Фригию. А она - часть бывшей Хеттской империии. Оттуда же был воспринят культ Кибелы, матери богов. Богине поклонялись, играя на аулосе и аулосе-аэрофоне, то есть волынке. Аулос - тоже, очевидно, фригийский (и первоначально хеттский) инструмент. Многие источники древности приписывают его изобретение мифическим Гиагниду и Марсию из Фригии "По мнению Плутарха, Гиагнид был первым флейтистом, за которым следовал сын его Марсий, и именно они - источник распространения в VIII-VII веках до нашей эры фригийского лада в целом и аулоса как инструмента в частности по всей Древней Греции. ... мир Древней Греции, что касается музыки, испытывал некую борьбу двух ладов - фригийского и дорийского. Фригийский лад больше использовался для культовой музыки, поскольку считался более пригодным для экстатической, оргиастической музыки. Считалось, что экстатический характер музыки, характерный для инструментов, использующих этот лад, несет очищение и некое возвышение. Поэтому наиболее органично фригийский лад, конечно же, приживался в мистических культах, таких как, например, культ Великой Матери Кибелы. Также Еврипид в «Вакханках» отмечает использование фригийского лада и в связи с культом Диониса".
Не подозревал о связи аулоса с волынкой. Я был уверен, что это всегда просто дудка такая. Удивляет редкость (отсутствие?) изображений волынщиков на керамике и в скульптуре, в то время как аулистов вообще достаточно. Вот это как объясняют?
Да, вопрос резонный. Аулос распространился, а волынка, если судить по Аристофану, бытовала на периферии, в Спарте, и даже считалась чем-то довольно презренным. Тогда, получается, распространение волынки произошло позже
Об эгейской музыке пишут:
Throughout the Aegean area one can distinguish two parallel musical streams. The older, indigenous one, which once dominated the musical life of the islands, is characterised by simplicity on all levels: melodies with a narrow range, a small variety of rhythms, and frequent use of repetition. All this is played in a non-virtuoso manner, mostly on “primitive” instruments with limited possibilities, usually constructed by the musicians themselves. On the other hand there is a newer musical stream, influenced mostly by the Asia Minor tradition: here we find more elaborate tunes, greater variety, instruments constructed and played in a more sophisticated way.
The tsamboúna (эгейская волынка), an instrument of archaic construction, is probably the most typical of the older-stream instruments. It is a droneless bagpipe with twin double-reed chanters. Through the ages it has played an important role in forming the essential characteristics of the local music of the Aegean. On each of the roughly twenty islands where it is still in use nowadays there are small local variations in its construction, form, sound, repertoire and playing techniques, as well as in the choice of instruments that usually accompany it.
Other instruments typical of the older stream are the toumbí (drum), the thiambóli or sourávli (fipple-flutes), the mandoúra (reedpipe), and the old-style lýra (upright fiddle). The newer stream prefers violin, clarinette, sandoúri (hammer dulcimer), laoúto (lute), and modern-style Cretan lýra. Although today the older stream of music is rapidly losing popularity and is not frequently encountered, what is most interesting is that the coexistence of the two streams has led to combinations and hybrids that are peculiar to each island"
Оттуда же был воспринят культ Кибелы, матери богов.
Богине поклонялись, играя на аулосе и аулосе-аэрофоне, то есть волынке.
Аулос - тоже, очевидно, фригийский (и первоначально хеттский) инструмент. Многие источники древности приписывают его изобретение мифическим Гиагниду и Марсию из Фригии "По мнению Плутарха, Гиагнид был первым флейтистом, за которым следовал сын его Марсий, и именно они - источник распространения в VIII-VII веках до нашей эры фригийского лада в целом и аулоса как инструмента в частности по всей Древней Греции.
... мир Древней Греции, что касается музыки, испытывал некую борьбу двух ладов - фригийского и дорийского. Фригийский лад больше использовался для культовой музыки, поскольку считался более пригодным для экстатической, оргиастической музыки. Считалось, что экстатический характер музыки, характерный для инструментов, использующих этот лад, несет очищение и некое возвышение. Поэтому наиболее органично фригийский лад, конечно же, приживался в мистических культах, таких как, например, культ Великой Матери Кибелы. Также Еврипид в «Вакханках» отмечает использование фригийского лада и в связи с культом Диониса".
Reply
Reply
Тогда, получается, распространение волынки произошло позже
Об эгейской музыке пишут:
Throughout the Aegean area one can distinguish two parallel musical streams. The older, indigenous one, which once dominated the musical life of the islands, is characterised by simplicity on all levels: melodies with a narrow range, a small variety of rhythms, and frequent use of repetition. All this is played in a non-virtuoso manner, mostly on “primitive” instruments with limited possibilities, usually constructed by the musicians themselves. On the other hand there is a newer musical stream, influenced mostly by the Asia Minor tradition: here we find more elaborate tunes, greater variety, instruments constructed and played in a more sophisticated way.
The tsamboúna (эгейская волынка), an instrument of archaic construction, is probably the most typical of the older-stream instruments. It is a droneless bagpipe with twin double-reed chanters. Through the ages it has played an important role in forming the essential characteristics of the local music of the Aegean. On each of the roughly twenty islands where it is still in use nowadays there are small local variations in its construction, form, sound, repertoire and playing techniques, as well as in the choice of instruments that usually accompany it.
Other instruments typical of the older stream are the toumbí (drum), the thiambóli or sourávli (fipple-flutes), the mandoúra (reedpipe), and the old-style lýra (upright fiddle). The newer stream prefers violin, clarinette, sandoúri (hammer dulcimer), laoúto (lute), and modern-style Cretan lýra. Although today the older stream of music is rapidly losing popularity and is not frequently encountered, what is most interesting is that the coexistence of the two streams has led to combinations and hybrids that are peculiar to each island"
Reply
Leave a comment