Чувашские язычники.

Aug 17, 2011 23:22



Верховые чуваши. 1870 г. Фото - Г. Ф. Локке

Чуваши - будто бы первоначально от чувашского слова сювась - жертвоприносители.
То есть язычники уже по самоназванию. История их интересная, хотя и активно додумываемая чувашскими неяозычниками, которые  и Аттилу записали в чувашские каганы. Но богатую историю пока оставим в стороне.

Некоторые обычаи чуваш и детали их прошлого очень любопытны.

Прочел вот тут:

1. Найти деревню чувашей-язычников легко по кладбищу. Они ставят на могилах необычный памятник - липовый столб, так называемую юбу. Столб устанавливается на кладбище только в октябре, который на чувашском языке так и называется - юба. Из трех дней похоронного обряда в первый день мужики едут в лес, где выбирают самую лучшую липу. Сначала долго молятся перед ней, потом рубят дерево, изготавливают из него намогильный памятник - юбу. На одном конце юбы делают зарубки: глаза, нос, рот. Затем из той же липы вырезают столик, скамейку для покойника, мостик, чтобы покойный мог перейти через реки, крючок для полотенца и липовую лопату. Считается, что чуваш и на том свете продолжает прилежно и много трудиться. Кстати, среди народов Поволжья чуваши самые трудолюбивые, и это никто даже не оспаривает. Когда придет время и юбу установят на могиле, то на нее повяжут платок, если это могила женщины, или наденут малахай, если умер мужчина. Каждый чуваш-язычник знает всех своих сородичей до седьмого колена, а некоторые и до девятого.





Попытка восстановить столб в честь лесного бога Кереметь, предпринятая   чувашскими неоязычниками.

2. Ребенка не крестят, а проводят другой обряд. Йомзя-знахарь разбивает над головой ребенка два сырых яйца липовой палочкой, после чего отрывает голову петуху и выбрасывает ее за ворота, как приношение, чтобы задобрить злого духа, шайтана. За ворота также выбрасывают хмель. Потом йомзя, держа ребенка перед очагом, бросает в огонь соль, заклинает злых духов, уговаривая их покинуть этот дом. Ребенку же желает быть храбрым и трудолюбивым, как его родители.

3. Если ребенок заболеет, его тоже вылечит знахарь. Он протопит печь в избе, положит младенца на широкую липовую лопату и с молитвой и заклинаниями отправляет дитя в жаркую печь. Сначала на мгновение, потом на два и так, увеличивая время, будет прогревать его, приговаривая, чтобы тот рос румяным и здоровым…




Моление огню  - фото отсюда

А здесь про своеобразный аналог японского харакири - типшар

4. Слово «типшар» (тип+полт=р, тип+шар) В.А. Сбоев в примечаниях к «Заметкам о чувашах» объясняет от арабского «теббь» - погибель, пропадь; следовательно, «типшар» правильнее перевести на русский как «неодолимая или гибельная беда»...Чувашский «типшар» относится к категории личного мщения, к бытовой форме пассивного наказания соплеменного негодяя или злодея через собственную смерть. «Типшар» - это защита имени и чести ценой своей жизни, что соответствует учению этнорелигии сардаш («Бесчестье хуже смерти», «Красна смерть за правое дело», - сказано в тетради ламшара Хеохвана Яныша)...По этнорелигии сардаш морально-психологическое наказание «типшаром» считается более мучительным, чем гнет тюремного или палочного наказания. За «типшаром» на виновного следует потеря общественного признания и презрение. Утрата душевного равновесия, угрызение совести для нормального человека страшнее физического недуга. Следует упомянуть, что «типшар» связан с запретом на убийство соплеменника, существовавшего издревле у многих народов. Грех убийства соплеменника считался одним из самых тяжких в учении этнорелигии сардаш. В таком правовом поле бесправному члену общины оставалось лишь повеситься (во дворе обидчика) и действенно указать на виновного в его смерти.

А тут про чувашские руны:

5. Участник научной экспедиции 1740 года Кенигсфельд  "отметил, что у них, то есть у чувашей-язычников, много деревянных и каменных памятников народной скульптуры, на которых написано «буквами, не похожими ни на русские, ни на татарские».





6. И костюм кажется достаточно интересен - особенно головной убор тухья, нечто вроде подобия сфероконического шлема:



Чуваши в энциклопедии "Вокруг света"

 

Чуваши

Previous post Next post
Up