Конечно, любование - был только один маркер. Помимо него появилось немало иных явлений. Что касается любования - как без него! Достаточно посмотреть на рис. 5-7.
Рис. 5. Как не вспомнить Бодлера «Дорогая нагою была, но на ней/Мне в угоду браслеты да бусы звенели./И смотрела она и вольней и властней/И блаженней рабынь на гаремной постели». Гетера, вероятно. как и подруга Бодлера.
Рис. 6. Одевающая женщина Лекитос, около 430 BCE Eretria Painter Тут рисунок - ничего особенного, но зато напоминает нам о нашей современности, сколько в ней изображений полуодетых женщин!
Рис. 7. Купание девушек, стамнос, 440-430 BC. Продолжая цитировать Бодлера: Антиопины бедра и юноши грудь,/Завладевши моим ясновидящим глазом,/ Новой линией жаждали вновь подчеркнуть /Стан, который так стройно вознесся над тазом.
На сценах любования греки не остановились, они изображали и эротические сцены, и дошли до порнографии - причем чуть не с самого начала, поскольку затормозить в таких вещах практически невозможно.
Изображения интимных сцен примечательны на керамике Гиерона, его художник (Макрон?) этой темой занимался с большим талантом (рис. 8-9).
Рис. 8. Стамнос Гиерона, около 480 BC. Произведен в Афинах, найден в Вулчи, Лувр. Женщина одной рукой притягивает к себе мужчину, а другой отталкивает руку, которая тянется к ее телу. Психологизм - и ранний!
Рис. 9 Типичное окончание развитие и окончание симпозиума у греков - Гиерон, киликс около 480 г. до н.э.
Обнажаются не только жензины, но и сами отношения с женщиной - вот примеры (рис 10-12).
. Рис. 10. Взаимное удовольствие. Около 470 г. до н.э.
Рис. 11. Мужчина не обязательно играет активную роль 440 г. до н.э.
Рис. 12. И позам греко учить не надо, они умеют многое
В качестве примера острой эротики это все годится. Один рисунок, увы, утонул в грудах моего материала и найти его снова затруднительно, потому что источник был редкий и, кажется, переставший существовать. Могу вместо него вспомнить новодел, который сопровождается утверждением, что это точная копия оригинала классического периода. Вот он (рис. 13):
Рис. 13. Вопрос, был ли у этой копии оригинал?
Ну, и конечно, надо вспомнить необычную эротику - Леда и лебедь, Европа и бык, женщины и кентавры.
Рис. 14. Грубо ухаживающий кентавр.
West Pediment of Temple of Zeus in Olympia
Detail showing Deidameia and centaur Eurytion.Alkamenes, ca. 460 B. C.
На этом обзор можно закончить. Суммируя впечатления, сексуальная революция произошла, определенные коды сексуальной жизни поменялись, причем сопровождались значительными изменениями в обществе. Хотя, конечно, вопрос, насколько можно сравнивать такие явления в разных временах. Этот вопрос я оставлю для следующего очерка.