Ольге Гребенчук, которая Босха не любит.
Искушение техническим прогрессом по Босху.
Интересная тема: Босх, вероятно, видел в искушении св. Антония противопоставление ясности и спокойствия праведника греховности мира, у которого еще появляется и такое свойство, как технический прогресс и социальные изменения..
У Босха есть триптих на эту тему (копирую его с адресовкой Википедии), и есть одиночная и, вероятно. более ранняя картина, нечто вроде наброска темы.
Иероним БосхИскушение святого Антония, 1505-1506 Дерево,
масло. 131,5×225 см
Национальный музей древнего искусства,
Лиссабон (кликнув на части триптиха можно перейти к их изображениям в Вики)
Вот вторая картина, она как будто более ранняя, хотя, может, и наоборот, обобщение. Но в любом случае, благодаря тому, что тут сюжет сокращен, толковать ее проще.
Hieronymus Bosch - The Temptations of Saint Anthony. between 1500 and 1510
drawings and paintings from MUSEUM BOIJMANS VAN BEUNIN
Искушение св. Антония Великого дьяволом включало, между прочим, искушение миром настоящим, прошлым и будущим. Оттого странные фантазии Босха - возможно, передача именно будущего, через символы технического прогресса.
Что тут действительно фантастическое? Летучая рыба-самолет, на которой сидит мудрец (сова на голове)?
Взрыв? Порох уже был известен, и становился орудием войны. Подчеркнуто, что в нем пробуждаются адские силы.
Церковь по образу человека - для черной мессы?
В 15-16 веках тема технического прогресса встала остро. Вот отсюда, кажется, и возникает такая острая реакция на опасную новизну.
А в изображениях апокалипсиса и ада у Босха именно человеческая техника оказывается орудиями пыток, обращается дьяволом против челоека.
Другие варианты искушения св. Антония - 15-17 вв.
Именно в этот период тема искушения стала важной - Возрождение, Великие географические открытия, алхимия, освоение полузабытых технических возможностей античности - многое сошлось воедино.
На картинах Шонгаэра и Грюневальда - много фантазии, но искушение это - скорей, античным прошлым, его монстрами, которые казались порождениями дьявола.
Хотя именно тот мир нагнало Средневековье в 14-15 вв., так что он показался актуальным.
Martin Schongauer, 1470
Matthias Grünewald, 1512-16 (image detail)
Атака благами земными -на следующей картине. Налицо символика прогресса прошлого, античного, оформленная вдобавок "летчиками" на птицах и рыбах. Ну и как же пасть без женщины - как раз время, когда церковь начала чувствовать ее силу и бороться с колдуньями.
Pieter Huys, 1547
Св. Антоний был способен левитировать, но его сбил в полете дьявол, конкурент-"летчик".
Salvator Rosa, 1645
Трудно понять следующую картину, но она подобна сатирическому изображению курильщика у того же фламандского художника, а тут еще распахнутый рот становится причиной вторжения всех возможных тварей людских, забивающих голову ( хочется предложить современный вариант для сравнения - телевидения и прочих масс-медиа, ) - так что тема вреда, который способен причинить человеку прогресс и общество, кажутся логической подоплекой этой картины.
Joos van Craesbeeck
“The Temptation of St. Anthony” 1650
Joos van Craesbeeck (1605 - 1661)
Так что тема искушения пустынника 3-его века не зря вдруг заинтересовала общество в 15-17, в период, когда мир стал быстро меняться.