Искушение св Антония - или опасности технического прогресса.

Jan 03, 2011 23:39

                                                                                  Ольге Гребенчук, которая Босха не любит.

Искушение техническим прогрессом по Босху.

Интересная тема: Босх, вероятно, видел в искушении  св. Антония противопоставление ясности и спокойствия праведника греховности мира, у которого еще появляется и такое свойство, как технический прогресс и социальные изменения..
У Босха есть триптих на эту тему (копирую его с адресовкой Википедии), и есть  одиночная и, вероятно. более ранняя картина, нечто вроде наброска темы.






Иероним БосхИскушение святого Антония, 1505-1506 Дерево, масло. 131,5×225 смНациональный музей древнего искусстваЛиссабон

(кликнув на части триптиха можно перейти к их изображениям в Вики)

Вот вторая картина, она как будто более ранняя, хотя, может, и наоборот, обобщение. Но в любом случае, благодаря тому, что тут сюжет сокращен,   толковать ее проще.




Hieronymus Bosch -  The Temptations of Saint Anthony. between 1500 and 1510
drawings and paintings from MUSEUM BOIJMANS VAN BEUNIN

Искушение св. Антония Великого дьяволом включало, между прочим, искушение  миром настоящим, прошлым и будущим.  Оттого странные фантазии Босха - возможно, передача именно будущего, через символы технического прогресса.

Что тут действительно фантастическое? Летучая рыба-самолет, на которой сидит мудрец (сова на голове)? 
Взрыв? Порох уже был известен, и становился орудием войны.   Подчеркнуто, что  в нем пробуждаются адские силы.
Церковь по образу человека - для черной мессы?

В 15-16 веках тема технического прогресса встала остро. Вот отсюда, кажется, и возникает такая острая реакция на опасную новизну.
А в изображениях апокалипсиса и ада у Босха именно человеческая техника оказывается орудиями пыток, обращается дьяволом против челоека.

Другие варианты искушения св. Антония - 15-17 вв.

Именно в этот период тема искушения стала важной - Возрождение, Великие географические открытия, алхимия, освоение полузабытых технических возможностей античности  -  многое сошлось воедино.
На картинах Шонгаэра и Грюневальда  - много фантазии, но искушение это - скорей, античным прошлым, его монстрами, которые казались порождениями дьявола.
Хотя именно тот мир нагнало Средневековье в 14-15 вв., так что он показался актуальным.



Martin Schongauer, 1470



Matthias Grünewald, 1512-16 (image detail)
Атака благами земными  -на следующей картине. Налицо символика прогресса прошлого, античного, оформленная вдобавок "летчиками" на птицах и рыбах. Ну и как же пасть без женщины - как раз время, когда церковь начала чувствовать ее силу и бороться с колдуньями.



Pieter Huys, 1547
Св. Антоний был способен левитировать, но его сбил в полете дьявол, конкурент-"летчик".



Salvator Rosa, 1645

Трудно понять следующую картину, но она подобна сатирическому изображению курильщика у того же фламандского художника, а тут еще распахнутый рот становится причиной вторжения всех возможных тварей людских, забивающих голову ( хочется предложить современный вариант для сравнения -  телевидения и прочих масс-медиа, )  - так что тема вреда, который способен причинить человеку прогресс и общество, кажутся логической подоплекой этой картины.



Joos van Craesbeeck
“The Temptation of St. Anthony” 1650
Joos van Craesbeeck (1605 - 1661)

Так что тема искушения пустынника 3-его века не зря вдруг заинтересовала общество в 15-17, в период, когда мир стал быстро меняться.

Символика, Технологическая цивилизация, Меметика

Previous post Next post
Up