Хочу коротко изложить одну интересную работу по Древней Греции, которую сделал не историк, но геолог и почвовед. /Gregory J. Retallack Rocks, views, soils and plants at the temples of ancient Greece Antiquity, 2008, 82 (317): 640-657/.
Его статья получилась замечательным примером того, как специалист из совершенно иной, и даже не гуманитарной области может сделать весомый вклад в понимание закономерностей истории. Грегори Реталлак - профессор Орегонского университета несколько лет заинтересовался почвами, на которых стоят древнегреческие храмы. И вот к чему это его привело.
Автор исследовал взаимосвязь между 84 храмами классической Греции (480-338 гг. до н.э). расположенными в материковой Греции, на нескольких островах в Эгейском море и Кипре, и почвами, на которых они были построены. (рис. 1). Помимо почв исследовалась геология, ориентация храмов, и растительность.
Рис. 1. Схема храмов, которые были исследованы (черные кружки) и которые намечены для дальнейшего исследования (светлые кружки). На схеме отмечены также места, в которых находятся храмы.
Греция неровная - 29% территории страны находится выше 800 м, 49 процентов составляют земли с наклоном не менее 10%. Почвы там разные - от аллювиальных в долинах рек до подзолистых и черноземных (далее будут примеры). Существенно, что почвы можно характеризовать по их развитости, плодородию.
Так вот, существенный результат - ассоциация божеств, которым были посвящены храмы, с типом почв, и, конечно, с типом вегетации на них.
На рис. 2 показана эта связь.
Рис. А. Степень развитости почвы и ее глубина в связи с посвященностью храмов божествам. B. Степень развитости почвы и ее тип в связи с посвященностью храмов божествам. C. Посвященность храмов божествам и растительность.
Я привожу также таблицу (табл. 1), которая показывает связи между божествами и почвами, позволив себе лишь дать вместо специальных названий почв более привычные российские эквиваленты. Понятно, что почва обуславливает и характерную растительность, а та также связана с возможностями ее хозяйственного использования.
Табл 1. Божества, почвы, растительность.
Рис. 3. Иллюстрация связи почв и храмов.
В результате профессор Реталлак пришел к замечательному виду детерминизма - обусловленности культа бога почвами - через хозяйственные условия, через аграрную экономику, поскольку поклонение божеству было связано с той деятельностью, которой оно покровительствовало. И тогда, когда аграрная деятельность была невозможна или становилась не основной, се равно возникающее занятие и, соответственно покровительство божества, сохраняло черты того же детерминизма. Автор сформулировал эти связи.
Храмы Афины и Зевса - городские жители.
Так, храмы городских жителей были посвящены Зевсу и Афине. Храмы Афины располагались на высоких местах, храмы Зевса в долинах на возвышениях. В том и другом случае выбор места задавался стратегическими соображениями, не плодородностью почвы. Геродот цитирует персидского царя Кира, который говорил в подобном случае: «Мягкие земли растят мягких мужчин. Твердые мужчины и прекрасные фрукты растут не на такой земле».
Храмы Артемиды и Аполлона - охотники.
Расположенные по всей Греции на местах от гор до морей, они объединены почвами, которые неплодородны, содержа мало органического углерода, тонки по структуре, ярко окрашены, поскольку включают в себя выветренные минеральные породы. Это почвы не земледельцев, но охотников, храмы Артемиды и Аполлона расположены вне поселений. Эти занятия относятся к раннему периоду существования Древней Греции. Платон жаловался, что когда-то и эти почвы были более богаты, но вырубка лесов привела к эрозии почв, вымыванию относительно плодородных слоев.
Храмы Гермеса и Геры - пастухи.
Почвы глинистые, пригодные больше для занятий скотоводством. Следы культа коровы отражены в имени Геры - волоокая.
Храмы Деметры и Диониса - земледельческие семьи
Наиболее богатые, годные для выращивания пшеницы почвы, служили важным источником питания для всей Древней Греции. С ними связаны культы богов Деметры, заведшей культивацию пшеницы, и Диониса, аналогично принесшего грекам виноград. И они подвергались эрозии, которая в данном случае приносили куда большие неприятности..
Храмы или святилища Ареса, Гефеста, Гестии - земледельческие общины
Расположенные по рекам долины плодородной земли, намываемой реками во время разливов. Требовали, однако, коллективного освоения, поскольку эти земли нуждаются в орошении в сухой период..
Храмы Посейдона и Афродиты - рыбаки.
Расположенные на побережьях, они связаны с рыбацким промыслом, поскольку прибрежные земли содержат много песка, известковых пород и соли, для земледелия пригодны мало. Но зато эти территории благоприятны для занятий рыболовством и местные жители компенсируют им невозможность обрабатывать землю. Собственно, и моряки и купцы естественным путем возникают из рыбаков, так что приморские земли социально важны для развития общества.
Храмы Аида и Персефоны - отшельники.
Эти храмы расположены в крайне бесплодных местах, связанных, как предполагалось, с входом подземный мир. Но, собственно пустынные места хороши и для пиратов.
Таким образом, греческий политеизм (многобожие) отражает не только разные занятия, но и разнородность общества (воины, земледельцы, пастухи, рыбаки, купцы, отшельники, и разные периоды развития общества. Идея замечательная.