Статья Ходорковского в "
The New York Times"
Время и место для России Запев былинный:
"Для России минувшее десятилетие начиналось на оптимистической ноте. Страна оправлялась от тяжёлого финансового кризиса и от политических неурядиц девяностых. Промышленность и сельское хозяйство быстро восстанавливались, была спасена и укреплена финансовая система. Бизнес привлекал в свою среду миллионы людей, находивших применение своим силам и талантам. Государственные институты начинали работать более надёжно, начали формироваться структуры реального гражданского общества.
Сейчас многие с грустью вспоминают то время, когда у России был реальный работоспособный парламент, когда между интересами общества и бизнеса был диалог, когда люди искали и находили компромиссы. Многие вспоминают, как судебная власть ощутила свою самостоятельность, и как выяснилось, что у них, в их стране, которую они называли родной, есть гражданский долг, который надо выполнять. Тогда была надежда, что российский народ станет активным участником нового, динамичного, полноценного гражданского общества.
Начал прорезаться голос России и на международной арене, и это был голос соседа, наделённого ответственностью и доброй волей. Перед нами лежал длинный, но хорошо освещённый путь.Но в последующие годы Россия сбилась с этого пути".
Наши беды по Ходорковскому - сырьевая экономика, колоссальная коррупция, потеря приоритетов.
"Россия с каждым днём теряет свои главные национальные активы. Среди них - система качественного образования, профессионализм и навыки в фундаментальных и прикладных науках, достижения в секторах, связанных с высокими технологиями. Спрос на эти активы на внутреннем рынке начинает падать, так как они становятся не нужными в свете растущего аппетита на сырьё и распространения коррупции. А пляски вокруг небольшого количества показных высокотехнологичных проектов - это прикрытие, никто в это не верит.
Как следствие, Россия рискует деградировать до уровня классической страны третьего мира с экономикой, основанной на ресурсах, с коррупцией в качестве правила, а не исключения, и без работоспособной системы демократических и социальных институтов.
Грозит, по мнению Ходорковского, распад России. И так далее. Надо всерьез работать, поднимать страну, строить, укреплять науку и т. п.
Все верно, в общем-то.
Беда только в том, что это пишет человек, который в становлении сугубо сырьевой экономики и коррупции поучаствовал более многих других (купив при пьянице Ельцине по дешевке фирму ценой минимально в 10 млрд - 45% акций купили за 159 млн. долл.), и чья фирма "Менатеп", между прочим, хоть и называлась Менатеп "Межотраслевые научно-технические программы", но к науке отношения не имела никакого и никогда.
А также накрала немало денег у населения, пользуясь защитой "судебной системы становящегося гражданского общества", а потом, в числе многих других, банк "Менатеп" поучаствовал в обвале российской финансовой системы.
Морали от пирата штормовых 90-ых - это сильно.
Почти по Некрасову:
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!
Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал сам Кудеяр - Питирим!
Но наш Кудеяр жанр не соблюдает - вместо того, чтоб покаяться и Богу служить порывается консультировать государственную политику и грехи искупать на этом поприще.
Что-то вроде "Кудеяра - в государи!"
Но, в конце концов, статья не для российского читателя писана.