Поездка по Военно-Грузинской дороге

Sep 10, 2010 13:33

Военно-грузинская дорога соединяет Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси, и ведет через Главный Кавказский хребет.

Чтобы не перегружать пост информацией, в названиях многих упоминаемых в посте объектов даются ссылки на статьи с более подробными сведениями.

Начнем с того, что после первых же суток, проведенных в Тбилиси у родственников, которые только и думали о том, как бы нас накормить и напоить, мы с женой поняли, что долго так не протянем. Все наши планы путешествия могли рухнуть, и мы решили, что жить будем где-то в другом месте.

Самым трудным оказалось объяснить родственникам, почему мы уходим. Пришлось приплести кучу доводов, весомых и не очень, пообещать, что будем каждый день приходить, на обед и на ужин, а то и снова останемся на ночь, и только после этого удалось вырваться из их гостеприимных рук.

Мы сняли комнату у известного уже среди путешествующих по Грузии гида - Вадима Иванова. Я узнал его координаты в сообществе tbiliseli, написал ему, в Тбилиси мы созвонились, и он любезно приехал и забрал нас из района Варкетили к себе.

У него в районе Сабуртало собственный дом, он называет его "гестхаус". Условия довольно скромные, но приемлемые, а недостатки комфорта вполне сглаживаются теплой атмосферой и радушием хозяев - самого Вадима, его мамы тети Аллы и супруги Инги. По вечерам на большой террассе дома собираются гости и хозяева, пьют домашнее вино, Вадим рассказывает о предстоящем маршруте поездки, предлагает варианты, показывает все на карте, и в конечном итоге принимается решение о предстоящей экскурсии. На следующий же день после нашего прибытия планировалась поездка по Военно-Грузинской дороге. Собралась приятная компания: москвичка Света, пара из Латвии Илва и Герц и мы.

Выехали рано утром, первую остановку сделали во Мцхета, у древнего храма "Джвари" (7 век н.э.). "Джвари" означает по-грузински "Крест". По преданию, здесь был установлен крест святой равноапостольной Нины. Наверное, многие из моих фотографий повторяют то, что снимали и выложили уже путешествующие до меня, но я, как акын, что вижу, то пою.

Мцхета, древняя столица Грузии, расположена на слиянии рек Куры (по-грузински Мтквари) и Арагви. Отсюда святая Нина начала проповедовать христианство в Грузии

Кура - самая крупная река в Закавказье, она несет в своих водах много ила, поэтому она мутная и имеет такой земляной цвет, в то время как Арагви несет чистые голубые воды. В месте слияния мы видим этот контраст.

Над входом в храм барельеф, изображающий ангелов. К сожалению, со временем их лики становятся все менее четкими, барельеф разрушается.

Внутри храма строгое великолепие.

Алтарь

После Джвари мы спустились в город, и посетили храм Светицховели (11-й век). Зодчий Арсукидзе возвел столь величественный храм, что завистники оклеветали его, и по приказу царя ему отрубили руку. Над одной из арок фасада помещен рельеф с изображением руки зодчего, которая держит угольник. О тех временах повествует роман Константина Гамсахурдиа "Десница великого мастера".

Вид на Джвари из города

Следующую остановку мы сделали у Жинвальского водохранилища, поразившего нас голубизной кристально чистой воды.

Наш гид и водитель в одном лице - Вадим

Неподалеку от водохранилища располагается архитектурный ансамбль крепости Ананури

Великолепный вид со стены Ананури на Жинвальское водохранилище.

На дороге поразительно часто встречаются коровы. Рядом с ними нет никаких пастухов, они гуляют сами по себе. Излюбленными местами отдыха коров являются мосты, видимо потому, что там прохладнее.

С гор течет чистая и вкусная вода.

Горные виды.

Очень интересное природное явление. Минеральные соли, растворенные в воде этого источника, осаждаются на поверхности, образуя причудливые формы. Издали кажется, что поверхность очень скользкая, но она шершавая, и по ней можно ходить.

На дороге встречаются такие туннели-галереи, зимой защищающие транспорт от лавин. Я правда с трудом представляю, как здесь могут разъехаться два грузовика.

Наконец мы достигли населенного пункта Степанцминда (бывший Казбеги). Здесь стоит памянтик грузинскому писателю А.Казбеги.

Вдали за облаками вершина горы Казбек, а слева на горе церковь Гергети (Троицкая церковь / Цминда Самеба), куда мы собираемся подняться.

Mitsubishi Delica буквально ползком пробиралась по бездорожью вверх, демонстрируя удивительную проходимость. И вот мы почти у цели.

Вокруг величественные пейзажи.

Церковь Святой Троицы перед нами.

Странная загадочная фигурка на стене.

Для монахов построены новые кельи.

Вид на населенный пункт Степанцминда (в переводе означает "Святой Степан")

Мы с коровой пили из одного источника. Мои попытки напоить корову из бутылки не увенчались успехом.

Спустились в Степанцминда и увидели этих свинок. В Грузии домашние животные ведут свободный и счастливый образ жизни, разгуливая где заблагорассудится, а не сидят взаперти. В конце дня все возвращаются домой.

От Степанцминда наш путь лежал назад в Тбилиси. На обратном пути мы сделали только одну остановку во Мцхета, чтобы поужинать. Для того, чтобы описать, как все было вкусно, не хватит никаких слов. Подавали традиционные закуски, хинкали, шашлык, лаваш, вино, гоми, чади и много еще чего. Поездка удалась на славу!