У пациентов, нуждающихся в лечении различного рода зависимостей, появилась новая возможность преодолеть свое влечение - виртуальная реальность. Новое исследование доцента университета Хьюстона, США, Патрика Бордника, показывает, что виртуальная реальность может создать для пациента настолько похожие на жизнь условия, что он может почувствовать тягу к алкоголю, однако сможет научиться говорить ему «Нет», сперва в виртуальной, а потом и в реальной жизни, сообщает
Science Daily.
"Я могу попросить Вас представить, что мой кабинет - это бар, - говорит доктор Бордник. - Вы закроете глаза и представите себе его до мельчайших подробностей, но будете знать, что он нереален. В этом виртуальной мире Вы можете быть в баре, или на вечеринке, или в любой реальной жизненной ситуации. Но мы обнаружили, что результаты лечения виртуальностью абсолютно реальны".
Доктор Бордник исследовал 40 людей с алкогольной зависимостью, не получавших специализированного лечения (32 мужчины и 8 женщин). Надев специальный шлем, каждый из участников исследования в течение 18 минут оказывался в различных виртуальных ситуациях, каждая из которых так или иначе была связана с выпивкой. Используя клавиатуру, участники оценивали силу своего влечения к алкоголю в каждой конкретной ситуации в зависимости от деталей окружающей обстановки. После окончания теста с каждым участником проводилась беседа.
"Мы обнаружили, что создаваемые виртуальной реальностью ситуации были настолько реалистичны для испытуемых, что они действительно начинали испытывать желание выпить. Теперь мы можем развивать их навыки по контролю этого влечения, практиковать их в этих вымышленных ситуациях, пока у них не выработается достаточно навыков, чтобы в будущем уметь контролировать свои эмоции в реальной жизни", - сказал Бордник.
Демонстрируемые шлемом ситуации, разработанные компанией «Виртуальность лучше», созданы с расчетом заинтересовать человека, имеющего зависимость: это и бар с огромным количеством напитков, и вечеринка с большим количеством курящих и пьющих гостей, и магазины с большим выбором недорогих напитков и сигарет, и многое другое. В каждой сцене компьютер сам генерирует характеры участвующих актеров. Кроме того, в комнате, где находится испытуемый, специальное устройство распыляет различные запахи - сигаретный дым, ароматы алкогольных напитков, запах пиццы и другие запахи, которые можно встретить на открытом воздухе. Это делает ситуацию еще более реальной.
"Это исследование доказывает нам ценность использования виртуального мира как инструмента для лечения зависимости, - говорит Бордник. - К тому же у меня есть некоторые данные, говорящие о том, что виртуальную реальность можно использовать для солдат, вернувшихся из Ирака, для страдающих страхом полета, боязнью публичных выступлений и страхом высоты".
Результаты его исследования доступны онлайн в журнале
Addictive Behaviors. Это исследование финансировалось Национальными институтами здравоохранения США.
Источник:
Похмелья.НЕТ