Татьяна Шкондина - известный фуд-фотограф, ее творчество нельзя спутать ни с чьим другим благодаря уникальному стилю, сочетающему в себе мощные эмоции и красоту изображения. То, что фуд-фотография - ее призвание, Татьяна поняла сразу, как только начала заниматься фотографией. В течение своей карьеры она работала с такими компаниями, как «Campbell's», «Bounduelle», «Norge», «Valio», «Lurpak», «Jacobs», «Gastronom», с многочисленными журналами, а также с агентствами «Ogilvy», «Mildberry», «Depot WPF», «JWT», «G2» и «Leo Burnett». Снимки, сделанные Татьяной, отличаются любовью и вниманием к каждой детали, от выбора продуктов для съемки до пост-обработки снимка.
http://tanusha.livejournal.com/ - Татьяна, известно, что вы по профессии инженер-радиотехник. Вам пришлось поработать по специальности?
- По специальности я не работала, к сожалению или к счастью. Просто не сложилось. Тем не менее, образование дало очень многое, в частности, для моей работы сейчас. Для меня характеристики электроники и оптики не пустой звук, а полезные, значимые данные. К тому же, умение собрать-разобрать компьютер весьма полезно.
- С чего началось ваше увлечение фотографией? Что этому способствовало?
- Мне всегда нравилось рисовать. Потом была одна из первых работ, веб-дизайнером, когда я смотрела очень много разных картинок и рисовала иллюстрации. А потом появился фотоаппарат и возможность самой делать интересные картинки.
- День, когда впервые взяли в руки камеру, помните? Что сняли тогда?
- Да, помню, и очень хорошо! Это было на море. Одним из первых кадров была фактурная деревянная лавка вдоль старого пирса. Именно тогда я в первый раз ощутила, что такое глубина резкости и как она работает.
- Расскажите, как происходило знакомство с Nikon? Какой была ваша первая камера?
- Первой камерой была пленочная Nikon F80! После «мыльниц» она казалась настоящим чудом техники. Я помню, как меня восхищало боке у объектива Nikkor AF 85mm f/1.8, и каждый удачно получившийся кадр был радостью.
- Какую технику используете в работе сейчас?
- Сейчас основная камера Nikon D3х, так как разрешающая способность в 25Mpx решает практически все текущие задачи. Удобно работать с аккумулятором большой емкости, плюс отличная цветопередача и так далее. Плюс, любимый Nikkor PC-E 85mm f/2.8D Micro, после покупки которого я практически перестала пользоваться для студийной съемки другими объективами.
В поездки люблю брать Nikon D700 из-за меньшего размера и веса и отсутствия шума даже на очень высоких ISO, хотя мне понравилась новая камера Nikon D800 своей продуманной эргономичностью, весом и возможностью снимать видеозарисовки.
- Что вас привело к фуд-фотографии?
- Наверное, любовь к вкусной и красивой еде. Моя мама очень вкусно готовит и всегда старается, чтобы еда была не только вкусной, но и аппетитной. Думаю, что это повлияло на мое восприятие процесса готовки, продуктов и еды.
- Выходит, все начиналось с фотографирования на собственной кухне?
- Именно так! Съемки на кухне на подоконнике с естественным светом.
Со временем появился штатив, самодельные отражатели из картона, затем макрокольца к портретному объективу, потом уже только макрообъектив Nikkor AF 105mm f/2.8 Micro и так далее.
- Сейчас ваши фотографии узнаваемы, у вас выработался свой стиль, это очевидно. Долго ли вы шли к нему, заимствовали что-то у других?
- Мне, как и всем родителям, которым свои дети кажутся очень разными, а другим похожими, кажется, что мои фотографии довольно сильно различаются в зависимости от сюжета, материала и места съемки. Я не шла целенаправленно к какому-то стилю, мне кажется это довольно скучно. Намного интереснее подходить к съемке с точки зрения того, что требует ситуация и того, каким образом и какими средствами получится лучше всего передать смысл и атмосферу. Естественно, на фотографии влияет то, что ты видишь вокруг себя, на чужих фото, на картинах, читаешь в книгах или слышишь в музыке. Важно изучать то, что уже создано другими: красоту линий в композициях, волшебный свет подчеркивающий формы, передачу фактур и сочетание цветов. Осмысление визуального опыта дает нам возможность расти и развиваться и применять полученные знания для реализации своих идей.
- Как вы считаете, «воровство» стиля неизбежно?
- Как говорят, мы не придумываем ничего нового - все уже придумано до нас. Особенно, если судить о таких понятиях, как «стиль». Мне кажется, нет смысла сильно переживать по поводу того, что кто-то повторил какие-то твои элементы. Это может беспокоить, только если фотограф остановился в своем развитии, не пробует и не ищет ничего нового, не идет дальше.
Мне никогда не хотелось повторить чью-то идею или стиль, т.к. нельзя почувствовать какой-то момент, так же как другой человек. И какой в этом смысл, если есть множество своих идеи, которые обязательно хочется реализовать?!
Тем не менее, не стоит переживать и по поводу того, что вы не будете оригинальным и кого-то повторите, так как есть немаленькая вероятность, что это случится. Ведь невозможно полностью контролировать все процессы восприятия окружающего мира и того, как он у вас в голове запомнится и, в дальнейшем, выльется в какую-либо из работ. Главное - получать удовольствие в процессе создания фотографий и радоваться результату.
- Многие именитые фотографы к жанру фуд-фото относятся с неким пренебрежением, называя его уделом скучающих домохозяек. Однако те немногие из них, кто сталкивались с «банальным фотографированием еды» признают, что сделать качественный, аппетитный снимок не так и просто. В чем особенность фуд-фотографии?
- Пренебрежительное отношение - это скорее миф.
В профессиональной среде вы не услышите пренебрежения, потому что все знают, насколько бывает сложно снимать еду.
Основная особенность фуд-фотографии в том, что требуется очень много терпения и выдержки в работе с каждым кадром и понимания того, что и как ты делаешь. Еде, как модели, не скажешь встать в красивую позу. Вся ответственность за результат ложится на тебя и зависит от твоих навыков, терпения и желания пробовать и экспериментировать, пока не получится желаемое.
- Существует ли, на ваш взгляд, понятие моды в фуд-фотографии?
- Я бы сказала, что существуют особенности и направления, которые меняются с течением времени, в том числе и из-за технических особенностей доступной на данный момент аппаратуры.
Например, в 60-70е годы было принято снимать еду, собранную в классические натюрморты, с довольно высокого ракурса с четкими тенями и направлением света. Чуть позже, планы стали несколько крупнее, угол съемки ниже. Сейчас же, довольно много «светлых» съемок, когда объекты находятся в заполненном светом пространстве без выраженных теней.
- Вы являетесь не только фуд-фотографом, но и фуд-стилистом. Где получили образование?
- Мне очень нравится что-то такое делать и придумывать из продуктов и еды - какие-то блюда, иногда объекты - а потом это фотографировать.
Вначале это было скорее развлечение, а потом, когда я поняла, что мне не хватает знаний, я прочла все доступные книги по фуд-стайлингу на английском языке - русских изданий на тот момент не было. Насколько мне известно, их нет и сейчас.
Хотя, в книгах всегда объясняется только часть примеров, а в жизни обязательно попадается еще масса иных. Сказывается даже разница в кухнях, доступных продуктах и популярных блюдах.
Кроме чтения книг и изучения соответствующих сайтов, я посещала мастер классы знаменитого американского фуд-стилиста Denise Vivaldo, которая работает в данной области уже более 30 лет. Было очень интересно и познавательно послушать, как устроен процесс работы, как происходят взаимоотношения с заказчиками, какие есть особенности у разных продуктов и, конечно же, попробовать некоторые приемы во время практической части занятий. Работа фуд-стилиста - это много практики, проб, ошибок и поисков верного решения.
- Получается, в России нет заведений, где можно получить образование фуд-стилиста?
- Нету. У нас еще все находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, у нас есть кулинарные учебные заведения, где можно научиться очень многому по работе с продуктами. А потом, на практике, надо будет дополнительно изучить тонкости дела применительно к съемке, такие как: время жизни продукта на площадке; способы приготовления для сохранения лучшей формы и тд.
- На Западе обычно существует разделение труда между фуд-фотографом, фуд-стилистом и даже человеком, занимающимся исключительно спецэффектами. У нас, выходит, приходится всё делать самой?
- Я далеко не всегда на съемках работаю одна. Над большинством серьезных проектов работает целая команда, так как оптимально разделять обязанности, тем самым ускоряя процесс и не теряя при этом в качестве создаваемых картинок. Хотя, у нас многие начинают с того, что все делают сами, и я думаю, что это хорошая школа, что бы понять весь процесс в деталях.
- Расскажите, в чем заключается работа фуд-стилиста на съемке? Ведь это не только оформление блюда, так?
- Это подготовка и создание объекта съемки, но это далеко не всегда бывает обычное блюдо. Может быть, композиция из продуктов или букет из ягод, или даже «одежда», в общем, что угодно.
Также это поддержание блюда или объекта съемки в рабочем состоянии столько, сколько нужно фотографу для того, что бы его снять. Это готовность оперативно заменить нефотогеничные части во время съемки. Это творческий подход к решению задачи, когда надо найти не сезонные продукты или их замену и многое другое.
- Издательство «Гастрономъ» выпустило серию «Книг Гастронома», которую на протяжении нескольких лет снимали вы. Расскажите об этом сотрудничестве.
- На самом деле, над этим проектом работало несколько фотографов, и я всего лишь один из них. В рамках этого проекта я сняла десять книг.
Для меня это была прекрасная практика и опыт работы в команде профессионалов. Было очень интересно подбирать к каждому блюду соответствующие фоны, салфеточки, тарелки и приборы; придумывать для каждой картинки мини-историю; решать, почему это блюдо должно быть подано именно так, а не иначе; что должно присутствовать в кадре или наоборот, не должно, с каким светом лучше и правильнее снять данный кадр.
- Какой, по-вашему, должна быть фотография для книги?
- Фграфия должна быть информативной и показывать, как будет выглядеть блюдо на самом деле. Фуд-стилисты или повара должны довольно аккуратно и внимательно относиться к своей работе и делать подачу в соответствии с рецептом, чтобы человек, читая рецепт и готовя точно по нему, не был в итоге сильно удивлен не соответствующему картинке результату.
- Сегодня вы снимаете для глянцевых журналов, рекламы, меню ресторанов и даже упаковки для продуктов. Кардинально ли отличаются съемки, и если да, чему вы отдаете предпочтение?
- У меня нет предпочтений, мне интересно работать над разными проектами. У каждого типа съемки есть свои особенности, которым стоит уделять внимание. На фото для меню ресторанов блюдо должно выглядеть таким, каким его получат гости. На фото для рекламы - каждый, даже самый маленький объект должен выглядеть идеально, если картинку напечатают размером на полдома. Фото для журналов и книг с рецептами должно полностью соответствовать написанному.
- Как происходит съемка продуктов для упаковки? С чего все начинается?
- С согласования и обсуждения брифа (технического задания на съемку - прим. авт.) с рекламным или брендинговым агентством, которое придумало данную упаковку.
Я рассматриваю макет и ищу потенциально проблемные места: в композиции (могут быть нарушены пропорции объектов, перспектива); в продуктах (какие-то компоненты малореально найти в свежем виде в это время года); в аксессуарах (требуется время, чтобы найти подходящую или похожую тарелку, ложку, вилку).
После выявления всех потенциальных «проблем» обсуждаются способы решения задачи: что надо исправить, что чем-то заменить, и какие имеются допуски по вариантам замены.
Когда все нюансы улажены, назначается день съемки и начинается подготовка к съемке, а также закупка всех требуемых компонентов.
В согласованный день вся команда собирается на съемке и процесс начинается. В соответствии с утвержденным эскизом я создаю композицию, на которую смотрят арт-директор и менеджер продукта. Если есть коррективы и комментарии, они принимаются во внимание, делаются доработки, пока результат всех не устроит.
Сама сборка композиции или подготовки продукта нередко занимает значительное время, но чем больше усилий приложено на этапе подготовки, тем проще потом снимать. Я стараюсь на съемке делать максимум возможного и исправлять все, что можно поправить, не оставляя ничего «на потом», под девизом, что Photoshop в дальнейшем все исправит. Это заведомо неверный подход. Ведь 5-15 минут работы во время съемки или несколько часов в Photoshop потом - задачи просто несопоставимые.
Я стараюсь для редактирования оставлять только те моменты, которые невозможно решить технически во время съемки. Вот и все. После этого, полученные картинки передаются в агентство, где над ними колдуют дизайнеры, чтобы получить готовую упаковку.
- А снимаете именно те продукты, для упаковки которых и готовится фотография?
- Все зависит от конкретной ситуации. Чаще всего снимается именно тот продукт, который будет в упаковке, если воплощение задачи не требует иного. То есть, если продукт уже существует на рынке или производитель его уже изготовил в тестовой серии, тогда предпочтительнее брать сам продукт, чтобы не было отличий того, что покупатель увидит на упаковке, и того, что обнаружит внутри.
Почти всегда на съемках продукции мы точно выверяем по технологическим картам количество каждого компонента, если у компании серьезные намерения и желание долгосрочной работы с покупателями. Ведь, если человек один раз купит, например, пиццу в прекрасной упаковке, но внутри окажется начинки в три раза меньше, чем заявлено на упаковке, вряд ли он вернется к продукции данного производителя.
Тем не менее, никто не запрещает взять компоненты, из которых изготавливается продукт, выбрав самые красивые и фотогеничные из них, и разложить в более симпатичную композицию, чем это сделает автомат на производстве.
Но, существуют и иные ситуации. Допустим, снимается упаковка для соков и необходимы фрукты, из которых он изготавливается. В идеале, конечно же, следует подбирать именно те сорта фруктов, которые входят в состав данного сока. Но это не всегда удается сделать из-за того, что может использоваться несколько сортов одного фрукта, или в это время года нет выбора, или это просто не актуально, так как для упаковки нужен всего лишь узнаваемый символ: яблоко, груша, вишня, а не точная копия того, из чего сделан сок.
- Со съемкой меню ресторанов дела обстоят также?
- Для меню ресторанов всегда снимаются продукты, из которых потом готовятся блюда для гостей. Это правильно и удобно. К тому же, практически всегда продукты замеряются и взвешиваются, чтобы у гостей ресторана не возникало вопросов, почему на фото пять креветок, а у меня в тарелке две; или почему на фото стакан полный, а у меня заполнен только на две трети.
Кому-то может показаться, что это «мелочи», хотя, на самом деле, это весьма серьезные моменты, которые потом могут значительно сказаться на работе ресторана или кафе и сильно тормозить процесс, если придется каждому посетителю объяснять, почему порция не соответствует заявленной на фотографии, хотя должна.
Так же обязательно надо учитывать какой у меню будет дизайн и формат, от этого зависит какой выбрать фон для фотографий и кадрирование.
- Вы гурман?
- Можно сказать, что я очень люблю разную и вкусную еду.
- Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь интересном случае из вашей практики, наиболее ярко демонстрирующем особенности и специфику вашей профессии.
- Например, когда требуется снять картинки для упаковок сока в начале апреля, но, до нового урожая еще слишком далеко, а все запасы прошлого - давно закончились. Но вот, вопреки всему, удается найти в Москве, в апреле, свежие красивые абрикосы - это практически чудо!
- Самый приятный отзыв о вашей работе помните?
- Допустим, после того, как в меню к одному из блюд добавили картинку, его продажи увеличились в десять раз. Мне это говорит о том, что моя работа приносит пользу и результат.
- Как вы вдохновляетесь?
- Как угодно - музыка, общение с близкими по духу людьми, красивые и интересные объекты. Вокруг столько всего разного и вдохновляющего.
- Что для вас качество жизни? Считаете ли вы, что ваши фотографии формируют у людей понятие качественной жизни?
- Это возможность заниматься любимым делом, стараться понять свое предназначение, задаваться каким-то вопросами и искать на них ответы, исследовать новые области знаний. Я очень надеюсь, что мои фотографии радуют тех, кто на них смотрит.
- Как вы считаете, в руках профессионала уровень техники не играет решающей роли (он способен и «мыльницей» творить чудеса), или это не так?
- Есть объективные параметры и задачи, которые не может решить «мыльница». Но уровень камер сейчас уже настолько высок, что практически любой зеркальной камерой можно снимать так же хорошо, как и топовой.
Обычно важнее, кто снимает, а не чем. Важнее как поставлен свет, а не какого он производителя. Можно, ведь и с дневным светом снимать прекрасные картинки.
Я как-то выкладывала в своем блоге весьма наглядный пример съемки одного и того же кадра разными камерами с использованием схожих по фокусному расстоянию объективов и студийного света. В разрешении для веба разницу почувствовать весьма сложно, хотя, если посмотреть кроп 100 %, становится заметна разница в четкости картинки и тонкости цветовых переходов. Так что, не стоит думать, что простой камерой не снять «нормальную» картинку. Так же, как и не стоит думать, что, купив более совершенную камеру, вы станете сразу лучше снимать. Покупка новой, более дорогой камеры имеет смысл, когда вы понимаете, чего именно вам сейчас не хватает в вашей технике, и какой ее параметр требует улучшения. В этом случае покупка принесет только радость и пользу.
- Какие, на ваш взгляд, слагаемые успеха профессионального фотографа?
- Любить то, чем занимаешься и много работать.
- Вы самоуверенны?
- Да, если говорить о том, верю ли я в себя или свои силы. Но, это никак не мешает мне рассматривать задачи с разных сторон и прислушиваться к чужому мнению, так как все знать невозможно, а шанс научиться чему-то новому всегда есть, иногда, из совершенно неожиданного источника.
- Вас что-то увлекает так же, как и фуд-фотография?
- Мне нравится фотография в целом. Я люблю фотографировать объекты, места, людей, которые вдохновляют. Кроме того, есть еще много других интересных дел и занятий и все они в жизни взаимосвязаны, тесно переплетаются друг с другом и сосуществуют одновременно.
Например, мне нравится снимать панорамы: города и пейзажи. Интересно снимать time-lapse (покадровая съёмка с большими интервалами, из которой потом собирается видеоролик - прим. авт.) и делать, таким образом, небольшие видеозарисовки интересных мест. Также я очень люблю снимать на пленочную камеру портреты друзей и знакомых.
Еще мне очень нравится кататься на вейкборде и сноуборде, и я с радостью жду как лета, так и зимы, потому что будет много дней катания с друзьями и веселья. Будут ранние подъемы, чтобы застать утром идеальное зеркало воды, будет музыка и радость.
- Выходит, у вас всегда получается заниматься только тем, что приносит удовольствие?
- Я стремлюсь к этому, ведь немного смысла в том, чтобы тратить жизнь на занятие нелюбимым делом.
- Фуд-фотография - что она значит для вас сейчас?
- Это моя работа и мое увлечение.
- И, напоследок, хотелось бы узнать, за что вы любите Nikon?
- За возможность реализовывать задуманное!