Sep 24, 2017 16:26
Кажется, никто никогда не рассматривал бытовое мастерство как жизненную стратегию с математической точки зрения. А надо бы.
Зря или не зря я, например, только что починил рабочий светильник у себя на кухне? Может быть, было бы дешевле купить такой же? И как это узнать? Зря или не зря вы чините дома розетки, если вы мужчина, или готовите еду, если вы женщина? Может быть, дешевле вызвать электрика или сходить в ресторан?
Не буду брать мастерство готовки, возьму для примера мастерство ремонта бытовых вещей.
Допустим, у вас в доме находится N вещей, которыми вы пользуетесь с большей или меньшей регулярностью. Допустим, каждая из них имеет срок службы t, после которого она отказывает и нуждается в ремонте. Допустим далее, что любая вещь в доме требует для ремонта вашими руками времени T и денег m, для ремонта в мастерской времени T1 и денег m1, а для покупки аналогичной - времени T2 и денег m2.
Из чего складывается время Tn? Из:
- вкуривания темы по мануалам и интернетам (оно необходимо, чтобы понять, что именно в сломанной вещи нуждается в замене и как это называется) - это поиск ответа на вопрос "что?";
- поиска вариантов ремонта - ответ на вопрос "как?";
- поиска источников ресурса (домашних запасов, помоек, магазинов или мастерских) - это ответ на вопрос "где?" и
- похода за ресурсом либо заказа с доставкой (можно считать это поиском ответа на вопрос "когда?").
Очевидно, все эти параметры сильно гуляют от случая к случаю. Чтобы понять, что сломалось в ноутбуке, иногда необходимо освоить тему компьютерного железа с нуля - на это может уйти не один месяц. Чтобы понять, что сломалось в моей лампе, я потратил пару секунд. Однако при этом в ноутбуке производится, как правило, замена отказавшего элемента на такой же, а, скажем, пластиковую деталь, которая сломалась в моём светильнике, купить невозможно - только целый светильник. Значит, надо изобретать. Соответственно, поиск вариантов ремонта ноутбука занимает минимальное время, а поиск вариантов ремонта лампы занял у меня полчаса.
Источники ресурса ищутся проще всего - достаточно знать ответ на вопрос "как?" (который подразумевает ряд ответов на дополнительные вопросы "что?" - например, если я решаю, что заделываю в сломанную пластиковую деталь металлический каркас, мне надо решить, что это - готовый метиз или кругляк, на котором я нарезаю резьбу, или стальная пластина, которую я вплавляю.
Наконец, очень разное время может занять доставка детали. Скажем, родные запчасти к японским автомобилям могут идти по почте неделями (допустим для простоты, что ремонт автомобиля своими руками - часть бытового мастерства).
Очевидно, если я несу вещь в мастерскую, у наёмного мастера тоже есть расход времени на поиск ответов на эти вопросы. Как правило, этот расход существенно ниже - наёмник чинит вещи, подобные моей, уже которую тысячу раз, и у него всё схвачено. Но мне это не важно: даже если он починит вещь через неделю, всю эту неделю я буду занят другими делами. Но я трачу время на дорогу в мастерскую. При этом я плачу мастеру значительно больше денег, чем если работаю сам - я плачу за деталь и за работу.
Если я покупаю новую вещь взамен старой, я трачу ещё меньше времени и ещё больше денег.
Для того, чтобы решить, каким способом обновить вещь я воспользуюсь, мне следует убрать из системы лишнюю переменную. Я могу привести своё время к деньгам, т.е. объявить ценность часа собственного времени. И, кажется, если я знаю, что на ремонт своими руками со всеми его периодами мне требуется пять часов, каждый из которых стоит три тысячи рублей, и я потрачу тысячу на запчасти, а на относ вещи в мастерскую и забор её оттуда мне нужен час и пять тысяч рублей, я понимаю: на ремонт своими руками я потрачу 16000, а на мастерскую 8000. Вуаля: я несу вещь мастеру.
Но возникает, скажем так, побочна отрицательная стоимость моего времени. Объясню, в чём прикол. Допустим, в силу своей профессиональной деятельности я вынужден искать некие отдалённые аналогии решаемым мной на работе задачам. Я могу найти их где угодно - от наблюдения за тем, как паук плетёт паутину (это, кстати, пример из поэмы Леси Украинки о шотландском короле Роберте Брюсе), до изучения математической теории игр. И мне необходимо понять: в какой мере время, которое я уделю ремонту вещи, будет временем, в течение которого я ищу аналогию своим рабочим процессам?
Иными словами, пока я чиню вещь, я обучаюсь чему-то, что связано с моей работой. А в обучение принято вкладывать. Это и есть то, что я обозначил как побочная отрицательная стоимость времени. Если я оцениваю время только положительными числами, я объявляю, что я уже всему научился. Если я считаю, что за какое-то своё время я готов выложить деньги, я говорю, что мне нужен дополнительный ресурс, и я его покупаю. Кстати, то же самое относится к отдыху: наш отдых - это время, на которое мы тратимся, и глупо объявлять на отдыхе, что твоё время стоит столько-то.
Таким образом, чем более сложные задачи я решаю, зарабатывая деньги, и чем больше в моём решении эвристический компонент, тем больше может оказаться, что вкладывая время в посторонние занятия, я занимаюсь решением рабочей задачи. Починил пару светильников - понял, как должна быть устроена антигравитационная подушка. Покрыл сарай шифером - понял, как ставить спектакль. Прочистил канализацию - изобрёл новый метод работы над сюжетом романа. И т.п.
Таким образом, для однозначного решения вопроса, следует ли заниматься домашним мастерством, недостаточно знать, сколько стоит твоё время. Нужно ещё знать, какова доля эвристики в решении тобой рабочих задач.
Но если я или вы решаем на работе задачи, требующие эвристического подхода, домашнее мастерство не всегда даёт однаковый вклад в рабочие процессы. Если я чиню первую в жизни розетку - я, может быть, и понимаю после этого, как создать машину времени. Но если я чиню сто первую розетку - я уже ничего нового не понимаю, я просто чиню. Поэтому, как ни странно, если я творческий человек (в хорошем смысле этого слова) и хорошо научился делать по дому нечто - возможно, именно теперь следует отдать это на откуп мастеру, а не продолжать делать самому. Таким образом, упомянутые в начале поста N вещей, которые ломаются один раз в период времени t, тоже имеют смысл. Чем больше вещей, тем дольше нужно что-то мастерить по дому, чтобы попутно решать рабочие задачи. Но чем чаще ломается каждая из них - тем быстрее нужно делегировать ремонт.
Простите за многабукаф и за некоторое занудство.
накопал в окружающем или внутреннем мире