Dec 29, 2017 08:00
Как родитель ребенка-аутиста я знаю, что наибольшие трудности в школе связаны с социализацией. Здесь я опишу как мы помогаем своему ребенку решать периодически возникающие конфликты с детьми.
В общем, работа над решением соц. проблем заключалается в том, чтобы помочь ему разработать план взаимодействия с "обидчиком" или воспитателями на следующий день. Начинали с простого.
Девчонка всячески его третирует и обзывается? Завтра приходишь в класс и говоришь ей, что тебе нравится цвет ее одежды. Почему цвет? Потому что это единственное, что будет присутствовать не зависимо от того, в чем она придет в школу. Мышление детей-аутистов крайне ригидно, им тяжело адаптироваться к контексту ситуации. Поэтому, если бы мы порекомендовали бы ему прийти и сказать, что у нее красивое платье, то он бы так и сказал, даже если бы она была в джинсах. Объяснить, что нужно посмотреть на то во что она одета и сказать комплимент с учетом того, что именно одето, не прошло бы, мы пробовали. :) На тот момент, это было слишком сложно. Он действовал как новичок-артист, заучивший свою роль и не умевший импровизировать, поэтому инструкции всегда были просты, экономичны и эффективны.
Тебя обидел хулиган-подросток? На следующий день подходишь к нему смотришь на него исподлобья и говоришь: "Отстань от меня, понял?" Потом разворачиваешься и уходишь! Не слушаешь, что он тебе ответит, не вступаешь в спор. Особенно работали над интонацией и тембром голоса, чтобы голос звучал весомо, а не визгливо или испуганно. Очень помогло то, что русские интонации для франкофонов звучат угрожающе сами по-себе.
Не помогло? Тогда в следующий раз, когда он пристанет говоришь ему сразу "отстань от меня" и если он не прекращает - идешь к воспитателю/учителю и говоришь, что к тебе пристает Вася и просишь ему объяснить, чтобы он оставил тебя в покое.
Опять не помогло? Теперь разрабатываем следующий шаг... И так далее.
Были ситуации, когда мы заготавливали целый план мероприятий по-пунктам, и подробно ему его объясняли, чтобы он знал, что неудача на первом этапе - это не поражение в решении ситуации, а лишь повод перейти к следующему пункту. Он знал, что вот это мы делаем завтра, а если не поможет, то следующий пункт плана - реализуем послезавтра и так было расписано все вплоть до посещения директора родителями, смены класса и, затем, школы и даже переезд в другой район/город.
И именно такая подробность проработки планирования и помогала ему чувствовать себя увереннее. Мало того, поскольку некоторые пункты повторялись из раза в раз, он начал сам применять их не прибегая к нашей помощи.
К слову сказать, школу нам поменять так и не пришлось. Все закончилось разговором (его разговором) с заведующей и (негласно) нашим с ней общением отдельно. Обидчики были привлечены к дисциплинарной ответственности, дети перед ним извинились, конфликт был улажен и более не повторялся.
Таким образом, мы практически помогали развивать ему отношения в школе на протяжении нескольких лет. И, не смотря на очевидную свою непохожесть на других детей, сейчас он считает себя популярным.