В прошлый вторник прошло 18 лет со смерти человека, который продолжает быть для меня загадкой. Любопытную интерпретацию феномена великой рок-группы дал Кирилл Кобрин в материале, который прошёл на радио Свобода. Процитирую это высказывание полностью, а в субботу ночью буду смотреть концерт в Монреале, он будет показан в программе Александра Ф. Скляра на канале Культура.
"В лондонском пригороде Фелтэм-таун 24 ноября открыт мемориал в память о вокалисте группы Queen Фредди Меркьюри, скончавшемся в 1991 году. На центральной площади городка, в котором прошла юность Меркьюри, установлена мраморная плита размером два на два метра.
Вот что рассказал Кирилл Кобрин, обозреватель РС, знаток британской рок-музыки:
Они поняли, что рок-н-ролл - это не то, чем они живут, это лишь один из инструментов для того, чтобы создавать новое качество поп-культур
- Queen - это, прежде всего, короли китча. И не нужно относиться к китчу презрительно. Китч - это то, на чем держится, собственно говоря, поп-культура. Queen - это один из столпов поп-культуры музыкальной, такой же, как Майкл Джексон, Beatles и многое другое. Рок-группой, как таковой, Queen почти никогда не был. Может быть, в самом начале, когда они выпускали свои первые альбомы, заканчивая альбомом Queen-2. После этого группа двигалась по двум главным направлениям. Они создали свое звучание. Появившись на излете глэм-рока, они вытащили из него его театральную составляющую, его страсть к поп-культурным жанрам прошлого. Таким, как фокстрот, например. А с другой стороны, они поняли, что рок-н-ролл - это не то, чем они живут, это лишь один из инструментов для того, чтобы создавать новое качество поп-культуры. В этом они сродни с Энди Уорхолом и любым другим концептуальным искусством.
Со второй половины 70-х годов они выпускают несколько действительно великих альбомов: "Вечер в опере", "День на скачках". Это такая как бы рок-группа, которая играет саму себя. И при этом замечательные мелодисты, великолепный вокал, потрясающий гитарист Брайан Мэй с совершенно уникальным звучанием. Они сочиняют десятки песен, гимны, которые поют до сих пор: We Will Rock You или We Are the Champions - те, что поют на стадионах и в пабах.
Затем наступает перелом 70-80-х годов, появляется "новая волна", и мы видим совершенно новый Queen: коротко стриженный, играющий короткие песни, с совершенно другим звучанием, узнаются только голос и гитара. Как группа new wave, новой волны. Как многие, кто был популярен в 70-е годы, в 80-е они сначала потерялись. И потерялись бы совсем, если бы не стечение обстоятельств и знаменитый концерт "Лайв эйд" середины 80-х годов и еще мощный коллективный ум этой группы. Они опять вырулили как короли китча, едва только поняли, что теперь они не рок, а поп-группа, которая своим главным стилем сделала именно китч, потрясающий и цветущий.
- Как вы считаете, эксперименты с китчем проводились инстинктивно или это было продуманное интеллектуальное усилие?
- Так как они выросли в эпоху глэм-рока, который тоже играл с китчем и вырос из модных лондонских магазинов начала 70-х годов, то китч был у них в крови. Да, собственно, китч - это и есть кровь рок-музыки и поп-культуры. Вульгарность, блеск, сентиментальность, все преувеличенное - это китч в худших его образцах, а в лучших своих проявлениях это действительно очень интересно.
- В девственном Советском Союзе 70-80-х годов один из аспектов творчества Queen оставался абсолютно незаметным - это гомосексуальность или бисексуальность этой группы.
- Фредди Меркьюри был одним из первых рок-музыкантов, кто открыто объявил о своей гомосексуальности. Это был шаг очень важный и почти скандальный. Как и во многих других вещах, Фредди Меркьюри был пионером. Более того, когда он сменил имидж, постригся и появился в виде коротко стриженного персонажа из гомосексуальных клубов, всем все стало ясно. Удивительнейшим образом Queen не стала группой исключительно для сексуального меньшинства. Благодаря своей невероятно талантливой игре, продуманной во всех тонкостях, они смогли не только собрать и удержать свою старую аудиторию, но и собрать новую, став частью сложившегося в 80-е годы эмтивишного бомонда поп-культуры.
- Со смертью Меркьюри умер Queen?
- Конечно. Никакого Queen после смерти Меркьюри быть не может. Другое дело, что группе Queen очень помогла смерть Меркьюри. Как это ни цинично прозвучит, смерть от СПИДа одного из самых известных людей в поп-культуре сначала добавила группе звучания, а потом действительно поставила точку в ее творчестве".
Здесь. Кстати, какого-нибудь достойного изображения мемориальной доски в Фелтэм-тауне мне не удалось. И вообще, что из себя представляет этот район Лондона, интересно узнать.