В среду по радо Свобода прошёл сюжет о книге русского философа, живущего в Швейцарии, Михаила Маяцкого "Курорт Европа". Беседу с автором вёл Дмитрий Волчек. Он высказался я о сочинении Маяцкого как о первой книге "о современной постиндустриальной цивилизации, написанной российским исследователем, но вне контекста отношений России и Европы".
Основной тезис философа состоит в том, что сейчас можно наблюдать, как формируется новая модель европейской цивилизации. Происходит "поворот от цивилизации принуждения к цивилизации удовольствия". Связано это с тем, что в постиндустриальном обществе падает значение труда. Если сто лет назад европеец тратил две трети жизни на работу, то теперь тратит на неё не более одной седьмой части своего времени. Остальная часть остаётся для "досуга, больше времени для потребления культурных и иных ценностей, накапливаемых той же самой цивилизацией".
"Цивилизация европейская... уже довольно давно спонтанно ищет других путей: досуг, забота о себе, познание, открытие самого себя играют все более важную роль". Михаил Маяцкий даёт этой модели определение “когнитивный капитализм”, при котором "досуг становится не просто растущей геометрически долей времени жизни, но и временем, когда производятся, собственно, блага - куда больше, чем они производятся в рабочее время".
Процесс отражается на всех сторонах жизни европейцев. Европа превращается в комфортабельный курорт, предназначенный в основном для пожилых людей. О статусе стариков в современной Европе Маяцкий рассказывает подробно.
Старики, чья молодость прошла в 20 веке, отличаются от поколений, которым предстоит состариться в ближайшем будущем. "Нынешние старики еще жили, чтобы работать (и чтобы заслужить работой отдых), тогда как следующее поколение согласно, так и быть, работать, чтобы жить, но лучше все-таки - просто жить. И уж философию жизни ради работы оно рассматривает как своего рода коллективное помрачение, за которое уж точно никакой награды не полагается".
А это высказывание, по-моему, созвучно рассуждениям из "Бойцовского клуба" Паланика, когда один из героев говорит, что его поколению не досталось исторических испытаний, будь то война, революция и т. д. "Новый старик легко отличим по тому, что история обошла его. Его жизнь была сменой не эпох, а физиологических фаз, и потому старение его - чисто физиологично. Единственный опыт, который отложился в морщинах его чела, - это опыт потребителя и знатока прав потребителя. Самый интересный конфликт его жизни - многолетняя тяжба с табачной кампанией или банком или турагентством. Если уже в сегодняшнем социальном воображаемом труд перестает быть достаточным основанием для вознаграждения комфортабельным покоем, то станет ли таким основанием жизнь, отданная напряженному, изнурительному потреблению?"
Процесс этот охватывает весь мир и ставит перед европейцами новые задачи. "Европейцам нужно научиться жить, строить смыслы собственного существования не только за счет труда, но и нужно отучиться видеть в себе пуп земли. Позиция современного капитализма, даже его новой когнитивной версии, делает из Европы, или пытается делать из Европы, и - шире - Запада, голову мира, у которого есть свои руки и ноги и в других частях земли".
Развивающиеся страны втягиваются в процесс перехода к "когнитивному", то есть познающему, капитализму. Индия, например, увеличивает число университетов с 300 до 1500. В странах Восточной Европы и в Турции пытаются сочетать наращивание индустрии с развитием туризма и отраслей промышленности, где преобладает интеллектуальный труд, «без чего индустриальный бум был бы невозможен».
Россия опять оказывается в двойственном положении. По словам Дмитрия Волчека, с которыми трудно не согласиться, Россия "уже не промышленная страна, потому что ничего не производит, но и не постиндустриальная, и вряд ли ей станет в ближайшее время". Хотя, кто знает, может быть в новом "когнитивном" будущем нашей стране удастся занять особое место.
Подробнее:
http://origin.svobodanews.ru/content/transcript/1562500.html