Фильм «Гоморра» показали в Москве. Мне было известно, что это фильм про неаполитанскую мафию, каморру, снят не так, как «Крёстный отец», то есть "без романтизма". Честная, страшная картина, заслужившая высокую оценку у критиков, награждённая на Канском кинофестивале.
Смотреть произведение оказалось нелёгким делом. Фильм идёт около двух часов. Это тягучее повествование со множеством действующих лиц. Во время просмотра задаёшь себе вопрос, что общего межу всеми персонажами? Что хотел сказать режиссёр своей картиной? Что мафия-- это зло? Кто спорит? Что по вине мафии страдают люди, что мафия вовлекает в преступную деятельность детей, тоже не новость. Известно, что целые районы Италии живут в нищете и являются очагами организованной преступности. В чём его художественная сила?
Прочитав отзывы, я не нашёл ответа на этот вопрос. Глубинный смысл фильма «Гоморра» не раскрыт. Гоморра- это не просто фильм про мафию, а фильм о человеческом одиночестве. Название для фильма выбрано не случайно, и не потому, что слово Гоморра, созвучное каморра, не должно было злить неаполитанскую мафию. Мы имеем дело с религиозной драмой. Гоморра-это символ места проклятого, оставленного Богом, в котором, тем не менее живут люди.
Эту метафору режиссёр перенёс в современный мир, в Неаполь, итальянскую провинцию также забытую Богом и людьми. И каждый человек пытается состояться, найти свою собственную роль. Для создания драмы режиссёр выбрал своеобразный язык. Он превратил камеру в «кино-глаз», то есть, во всевидящее око, которое может проникнуть в любую часть мира. Такой взгляд присутствует с первых кадров фильма. На этих кадрах бойцы каморры расслабляются в солярии. Камера проникает в саму капсулу солярия, следит за движением чудовищных лиц. Проходит мгновение, и все эти люди будут застрелены. Камера остаётся единственным свидетелем происходящего. В течение всего фильма камера показывает персонажей крупными планами или отстраняется, смотря на всё с высоты.
Режиссёр смотрит на мир с точки зрения Бога, но Бога, который оставил мир. В этом мире вместо Бога правит мафия. Нужно понимать природу мафии, чтобы согласиться с утверждением, что мафия имеет много общего с Богом. Название «мафия», как и имя Бога не произносимо. Преступные организации не употребляют по отношению к себе такого слова "мафия", они называют себя "люди чести", "семья" или ещё как-нибудь. По рассказу, такого знатока итальянских преступных групп, как Фабрицио Кальви, бойцы мафии редко пользуются словами. Цитирую по книге "Повседневная жизнь мафии": Если это возможно, «люди чести» вообще не прибегают к словам. Но мир молчания, в котором они живут, полон много значительных взглядов, кивков головы, движений губ, улыбок, всяких гримас и жестов, которые заменяют им слова…»
Неаполитанская мафия устроена также. Каморры нет, но её присутствие чувствуется повсеместно. Ребёнок, проходящий по улице, женщина, старик, любой прохожий, могут оказаться причастны к мафии. Мафия невидима, но она есть. Мафия всё видит, все знает, за всем следит. Не видит мафия только «кино-глаз», для которого является объектом наблюдения. Самую большую опасность для мафии представляют те, кому удаётся её увидеть. Мафия творит суд, выносит приговор и приводит в его исполнение. Мафия поддерживает равновесие, она не только убивает, но и сохраняет какой никакой порядок. Убивает мафия не просто так, она наказывает людей, каждый из которых имеет за собой какую-нибудь вину. Мафия не знает прощения и милости.
Если вдуматься в содержание фильма, что приходишь к мысли, что между всеми персонажами картины, кроме того, что все они живут в одном городе и причастны так или иначе к мафии, есть ещё нечто общее. Все они ищут внимания, пытаются скрыться сами, либо что-то скрыть. Причём все расплачиваются за это, а те, кто привлекают к себе внимание- расплачиваются дороже всех, они платят своей жизнью. Почему эти люди так поступают? Потому что хотят признания, ищут избавления от одиночества.
Подросток уходит в мафию, после того, как случайно увидел перестрелку, произошедшую на его улице. Сколько угодно можно говорить о том, как ужасен его путь! Но что его жизнь вне мафии? Блуждание по замкнутому кругу. Эта жизнь не даст ему ответа на вопрос, кто он. Его никто не любит с самого детства, никто не уделяет ему внимания. А в банде он получает не только оружие, он получает большее-- признание его как мужчины. За это он платит большую цену, ради мафии предает знакомого человека.
Режиссёр Гарроне заставляет персонажей фильма проживать свои роли таким образом, как будто они не знают, что идёт съёмка фильма. И, что удивительно, люди играют роли, выдуманные или подсмотренные, не находясь на сцене или перед кинокамерой. Двое подростков, ищущих приключений, принимаются играть «крутых парней». Они совершают страшное дело- подсматривают за мафией, узнают её секреты, присваивают себе её оружие. При этом они не желают примыкать ни к одной банде. Почему? Потому что они не хотят изменять выбранной однажды роли. Эта роль раскрывается в полной мере, когда оба подростка оказываются одни на берегу озера, палят из украденного оружия, в восторге от того, что их никто не видит… Но, как мы знаем, «невидимость»-- монополия мафии, мафия не прощает тем, кто раскрывает её секреты. Зарвавшиеся подростки обращают на себя внимание мафии, попадают в ловушку и гибнут, и нет сомнений, что их тела будут надёжно спрятаны от людей. Так прячут по приказу мафии токсичные отходы. Не случайно бизнесмен, который руководит этим процессом, дан не один, а в паре с помощником, простым парнем, которому хочется «пробиться в люди». Весь фильм это помощник наблюдает за своим боссом, чтобы к концу фильма, понять, что путь коммерсанта на службе мафии- это не его призвание. Но можно ли уйти от мафии? Ответ на это вопрос даёт история совсем незаметного персонажа- «бухгалтера». Он служит мафии, разносит деньги, выплачиваемые мафией родственникам мафиози, попавшим за решётку. Он знает многих членов мафии в лицо, поэтому попытки договориться с мафиози оказываются бессмысленной затеей. И последний пример. Портной, продавшийся китайцам. В его поведении просматриваются те же мотивы. Во-первых, китайцы, к которым он пришёл работать-в большинстве своём, скрывающиеся от властей нелегальные иммигранты, которые открылись ему. Но он сам, чтобы не получить неприятностей вынужден скрываться. На фабрику к китайцам его привозят в багажнике автомобиля. Зачем ему это нужно? Зачем он изменяет своему хозяину-итальянцу, который ценит и любит его, как родного? Ближе к концу фильма этот портной, уже пережив покушение мафии, наказавшей его за измену, сидит в баре, готовясь навсегда скрыться из города. В баре по телевизору показывают открытие каннского фестиваля, в лучах фотовспышек является дива-звезда кино Скарлетт Йохансон. Какое отношение этот эпизод имеет к истории портного? Китайцы не только заплатили портному за то, что он научил их шить платья, они подарили ему внимание. Портной пережил свою «минуты славы»! Ради этого признания, ради этой минуты человек изменил своему хозяину, навлёк на себя гнев мафии, чудом избежал смерти!
Гоморра-это далеко не только фильм о мафии. Это фильм о современном человеке, который переживает свою потерянность в мире, о ролях, которые играют люди, стремясь избежать одиночества, и какую цену за это они платят.
Интервью итальянского журналиста Марко Франкетти Эхо Москвы
http://alceus371.livejournal.com/28622.html О книге Фабрицио Кальви «Повседневная жизнь сицилийской мафии»:
http://alceus371.livejournal.com/4854.html Михаил Трофименков о мафии в мировом кинематографе:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1117246 Андрей Плахов о «Гоморре»:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=80e3b0b3-6241-42f2-8f63-84d2fcd22918&docsid=1125425 Интервью Матео Гарроне:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1125428&ThemesID=102