Одними из разочарований 2008 г. стал новый фильм о Бонде «Квант Милосердия». Мы окончательно расстались с привычном образом агента 007. Образ Бонда, созданный Дениэлом Крейгом, несёт в себе ряд негативных черт, он утратил важнейшее качество старого Бонда: человечность. Авторы последних двух серий нарушили канон фильмов о Бонде, созданный Яном Флемингом. Создадут ли они новый канон или вынуждены буду вернуться к старым схемам, покажет время. Для того, чтобы разобраться во всех этих изменениях, хочу напомнить, из каких элементов строились картины о Джеймсе Бонде, снятые в 20 веке.
В предыдущих фильмах о Джеймсе Бонде, как известно, присутствовали: злодей, женщина злодея, Джеймс Бонд и девушка Бонда.
Злодей-маньяк, одержимый страстью к мировому господству. Мировое господство нужно ему для того, чтобы преодолеть собственные комплексы, иначе говоря, стать сверхчеловеком. На пути к своей цели злодей ловко использовал противостояние сверхдержав во время холодной войны. Злодею принадлежали власть и деньги. Женщина, которой обладал злодей, была его слабостью.
Женщина злодея, соблазнённая Бондом, помогала агенту раскрыть секрет противника, открыть его слабое место, как правило, за это она расплачивалась своей жизнью.
Джемс Бонд- один из агентов серии 00 с лицензией на убийство. Профессионал, который в совершенстве владеет шпионским ремеслом. Однако среди других агентов его выделяет некий недостаток. Он механизм для убийства, но механизм с изъяном. Его изъяном являются человеческие свойства, которые постоянно проявляются в его характере. Остроумие, обаяние, находчивость, а также любовь к женщинам-вот качества, которые делали из терминатора Джеймса Бонда. Эти качества помогали шпиону победить злодея.
Все истории о 007 прежде содержали в себе ответ на один вопрос: почему Бонд, профессионал, равнодушный к идеологии и к политике выбирает сторону добра, на сторону зла? Ведь, выбери он сторону зла, он получил бы больше благ, чем он смог достичь на «службе её величества». Ответ в том, что Бонд, несмотря на свой статус убийцы, совершал свои подвиги ради мира и ради человечества. Потому что сам являлся человеком. Ради человечества Бонд претерпевал страдания и достигал победы. Женский пол-слабая сторона характера Бонда. Девушка Бонда появлялась в фильмах, чтобы «помочь», а на самом деле, усложнить миссию героя. Ему приходится спасать мир, самого себя, да еще девушку, которая ввязалась не в своё дело. В тоже время девушка- главное вознаграждение Бонду за выполненную им миссию.
Были в бондиане второстепенные персонажи. С одной стороны был экзотический слуга злодея (в некоторых фильмах слуга и женщина злодея были одним лицом). На стороне Бонда были «М», начальник шпиона, «Q», добрый волшебник, Мани Пени, секретарша МI6. Присутствие этих персонажей в фильмах было неслучайным. «М» символизирует разведку MI6, Британскую империю, а значит, свободный мир. Роль «М» состоит в том, чтобы держать Бонда в рамках системы. Вне системы подвиги Бонда были немыслимы. «Q» давал Бонду волшебные вещи, которые Бонд старательно уничтожал во время своих приключений. Мани Пени олицетворяла всё то, за что на самом деле сражался Бонд, но что он не мог иметь по долгу службы: Родину, дом, семью. В последних фильмах бондианы, включая «Квант милосердия», не было уже ни Мани Пени, ни «Q».
Образ «М» пережил любопытную эволюцию. Начиная с 1993 г., роль начальника Бонда стала исполнять женщина, Джудит Денч. Когда Бонд оставался старым Бондом, со слабостью к женщинам, с миссией спасения человечества, никаких особых отношений «М» с 007 не было. Но в последних двух фильмах, с Дениэлом Крейгом, ситуация изменилась. «М» пестала быть второстепенным персонажем. Отношения Бонда и «М» сделались едва ли не интереснее его отношений с другими женщинами.
Главным стал не конфликт Бонд-злодей, а конфликт Бонд-«М». Или Бонд-«М», британская разведка, система, свободный мир. В «Кванте милосердия» именно этот конфликт по-настоящему образует сюжет фильма. Почему так произошло? Закончилось глобальное противостояние, нет больше почвы для того, чтобы завоёвывать мировое господство, по крайней мере, теми средствами, какими пользовались кандидаты в диктаторы в 20 веке. Злодей в «Кванте» невыразителен, неинтересен, а главное, он лишён глобальных амбиций. Он хочет, всего-навсего, установить контроль над водными ресурсами в одной отсталой стране. Злодей из главных персонажей превратился во второстепенного. Правда, есть некая тайная организация под названием «Квант», которая имеет своих членов во всех влиятельных сферах, во всех странах. В старых сериях тоже была организация, с которой боролся Бонд-«Спектр». Но эти две организации отличаются друг от друга также, как Алькаеда от Коминтерна 30-х годов. «Спектр», как Коминтерн, имел центр власти и подчинялся злодею, претендовавшему власть над миром. Сила этого злодея состояла в том, что он скрывал свой облик. Бонд уничтожил главу «Спектра» и разрушил организацию. «Квант», по-видимому, как Алькаеда, не имеет центральной власти. Вернее, каждая ячейка организации может действовать как автономный центр. Значит, ячейки «Кванта», как и ячейки Алькаеды, могут быть везде, где есть государство, транснациональные корпорации. В новом мире нет существует границ, нет границ между добром и злом. Одно переходит в другое. Почему не предположить, что в будущих сериях о Бонде агентом этой таинственной организации окажется «М», начальник MI6?
В изменившемся мире Джеймс Бонд оказывается в полном одиночестве. Невозможно распознать врага. Человечество больше не нуждается в том, чтобы его спасали. Почему? Может быть потому, что человечество уже невозможно спасти? Что же в таком случае, заставляет Бонда действовать так, а не иначе. Авторы «Кванта милосердия» разрушили целостный образ 007, придали ему психологическую раздвоенность. Он больше не выполняет миссию по спасению человечества. Его работа не приносит ему удовольствия. Старый Бонд жертвовал жизнью обычного человека, но за это получая всё то, о чём метает обычный человек: смысл жизни (миссию), приключения (с заведомым хеппи эндом), власть, деньги, красивейших женщин, а также автомобили и способность пить крепкий алкоголь не испытывая похмелья. Разве плохо? Но в последних сериях Бонд уже пресытился всем этим. Мечта о жизни простого человека сидит в его подсознании. Любовь могла стать выходом из цепи приключений. Но любимая девушка погибла от руки злодея. Основным мотивом в поведении Бонда в «Кванте милосердия» становится месть за любимую. За что на самом деле мстит Бонд? За то, что он не может позволить себе уйти из бизнеса. Бонд мстит за то, что он Бонд! Бонд стремиться убить в себе человеческие качества. От него не требуется уже ни остроумия, ни находчивости, ни обаяния. Все это мешает его профессии. У него нет необходимости соблазнять женщину злодея, потому что а) у злодея нет женщины; б) злодей и так будет уничтожен; в) победа над злодеем не будет иметь никаких последствий ни для человечества, ни лично для Бонда. 007 так и буде жить со своей раздвоенностью. Бонду даже не важно, какой крепости алкогольный напиток он пьёт: он знает, что при любом количестве выпитого он останется терминатором.
Кстати, с женщинами Бонда в «Кванте милосердия» происходит интересна вещь: их роли смешались. Во-первых, они стали необязательными для сюжета. Если бы авторы «Кванта» придерживались канона, что супердевушка, персонаж Куриленко, должна была играть на стороне злодея, это её должен был соблазнить Бонд, чтобы спасти мир, и она должна была погибнуть. В «Кванте» она отдаётся ему как-то сразу, и, оказывается, что у неё есть личный мотив мстить злодею или его ставленникам, и она не погибает, и действует с Бондом на равных, её по-настоящему ни разу не приходится выручать. Она не является наградой Бонду за выполненную миссию. Девушка агент, присланный «М», с которым у Бонда короткая связь- лучше подходили на роль девушки Бонда в традиционном смысле. Но Бонду её тоже не нужно завоёвывать, и она тоже для него бесполезна. Её убивают в середине фильма, почему-то вымазав в сырой нефти. Почему?-Непонятно, война-то шла из-за воды. Надо было её утопить, что ли.
В «Казино Рояль» и в «Кванте милосердия», в отличие от всех предыдущих фильмов внутренний конфликт Бонда не находит разрешения, и герой переходит с ним в следующий фильм. Но помимо конфликта, который существует в душе Бонда, в «Кванте» присутствует ещё один важный мотив его действий: бунт. Бонд бунтует против системы, которую олицетворяет «М». «М» не просто начальник Бонда, символически это его мать («М»-Mother!). И как всякая мать, «М» подсознательно не хочет допустить самостоятельности своего сына. Она испытывает по отношению к нему амбивалентные чувства любви и ненависти. Она любит его как мать и понимает, как он необходим людям, но как мать она ненавидит его своеволие, его связи с женщинами. Бонд, естественно, бунтует против «М», как всякий мужчина бунтует против своей матери, ведёт себя как подросток. И правильно, ведь это служба под руководством «М» не позволяет ему жить нормальной жизнью: обзавестись семьёй, детьми, подстригать лужайку возле собственного дома. Ведь за это и мстит всему миру новый Джеймс Бонд! Бонд любит «М», как сын. Потому что (особенно после смерти Мани Пени), «М» присвоила себе одну очень важную функцию: олицетворять для Бонда дом, которого он лишён. Только Бонд и «М» знают, в чём состоит истинное признание агента 007.
Как может в будущем развиваться история Джеймса Бонда? Можно вернуться к старому канону: «Бонд, Джеймс Бонд», «мартини-с-водкой-смешать-но-не-взбалтывать»… Правда, придётся всё-таки найти более убедительно злодея. Пусть им будет, хоть и не Шон Коннери, но, быть может, Тимати Далтон, лишь бы он смог убедить зрителя в реальности угрозы, нависшей над всем человечеством. Сможет ли роль Бонда лучше сыграть другой актёр, пусть чернокожий? За Крейгом навсегда закрепился образ терминатора с раздвоенной психикой. Новому актёру придётся создавать новый образ. Если авторы Бондианы решат вернуться к старому Бонду, то нужно обязательно менять «М». Бонд зафиксирован на «М» как на своей матери. Лучше, чтобы «М» снова стал мужчиной, только Бонд не должен испытывать к нему к нему гомосексуального влечения. Идеально было бы уравновесить «М»-женщину каким-то другим значимым для Бонда персонажем. Если образ Бонда будет развиваться так, как намечено в «Кванте милосердия», то неизбежно, что Бонд обретёт в лице «М» самого безжалостного врага. И быть может, не Бонд будет спасать человечество от злодея, а персонаж Х будет спасать человечество от Агента 007.
Отзыв Ю. Гладильщикова в "Русском Ньюзвике":
http://www.runewsweek.ru/culture/25770/ Беседа в Американском часе на радио Свобода:
http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/11/24/20081124224136107.html