Сергей Спивак-- один из наиболее известных специалистов в области интернет-рекламы. Недавно мне довелось пройти его авторский семинар-тренинг. По мнению господина Спивака, блог-маркетинг-- перспективное направление, которое сегодня набирает популярность. Вместе с тем, блоги и социальные сети значение блогов в продвижении часто преувеличивается. Провалилось множество кампаний, в которых использовались «агенты влияния». Во многих случаях информация об этих неудачах не стала достоянием публики. Лишь немногие из провалившихся проектов вызвали скандалы в интернет-среде. Содержательного обсуждения не было, вместо этого-насмешки над тем, как бизнес пытается вторгнуться в сферу творчества. Мне не доводилось встречать анализ ошибок, допущенных в ходе продвижения в блогосфере. А на днях встретился релиз одной компании, которая продемонстрировала успешное использование ЖЖ в рекламных целях. Это не есть в точном смысле рекламная кампания, в ней был значительный элемент пиара. Продвижение включает в себя несколько элементов:
1. Запускается блог-проект, который насыщается актуальным контентом, набирается группа взаимных друзей; повышается позиция в рейтингах, вбрасываются «острые» темы, которые позволяют прорываться на верхние строчки наиболее обсуждаемых тем.
2. Параллельно ведётся сообщество, в котором публикуются переводы блогов иностранных звёзд. Простое и беспроигрышное решение!
3. Трафик с блогов направляется на сайт компании, на котором потенциальные заказчики узнают информацию об услугах, тарифах, новых коммерческих предложениях.
Агентство переводов ТрансЛинк в Золотой Тысяче Живого Журнала Признаюсь честно, на семинаре, мне показалось, что господин Спивак придерживается несколько старомодного подхода к интернет-продвижению. Он пришёл в этот бизнес, когда рекламодатели обращали внимание на медийное воздействие интернета на аудиторию. Интернет, хоть и не превзошёл по широте охвата телевидение или радио, но приблизился к ним. По мнению Сергея Спивака, лучше действует сочетание (медиамикс) телевидение плюс интернет, телевидение достигает максимального охвата, интернет позволяет вовлечь аудиторию в продвигаемый проект. Г-н Спивак уверенно говорил про рекламные кампании, которые требуют больших бюджетов, включают в себя множество рекламных площадок. В таких кампаниях носителем рекламного сообщения являются баннеры. О блог-мрактенге специалист высказал мнение, которое я уже привёл: значение блогов для рекламы сильно преувеличено. Однако сегодня интернет сильно изменился по сравнению с периодом времени, когда г-н Спивак входил в бизнес. Тогда было время расцвета порталов, которые привлекали аудиторию, наполняли свои страницы баннерами, пользователи занимали в основном пассивную позицию. Сегодня время расцвета социальных сетей и блогов. На баннеры перестают обращать внимание. Пользователи активно создают контент. Мелкие и средние компании нуждаются в том, чтобы установить прямой контакт с потенциальными потребителями своих услуг. Правда, задачу продвижения бренда эти кампании иногда тоже для себя ставят. Подходит ли блог-маркетинг для решения этой задачи?
Спустя некоторое время после семинара, мне довелось убедиться, что г-н Спивак не так уже далёк от истины. Мне пришлось дискутировать с одним рекламодателем, который считал, что продвижение с помощью блогов является оптимальным. Медийные инструменты, в его понимании, имели небольшую ценность. Я пытался ему доказать, что для построения бренда использовать только блоги недостаточно. Вернее, этот инструмент имеет по сравнению с баннерной рекламой слабые стороны.
Назову их: 1) невозможно достичь охвата, то есть адресовать рекламное сообщение максимальному числу людей, для имиджевых и продуктовых кампаний. Это важное условие; баннер на каком-либо портале можно показать несколько миллионов раз, нескольким сотням тысяч уникальных пользователей; пусть на этот баннер кликнет всего несколько тысяч, всё равно даже средняя медийная кампания охватит больше людей, чем можно привлечь в качестве подписчиков блога или сообщества;
2) Система статистики и отчётности в блогах не представляется мне прозрачной. В медийной и контекстной рекламе достаточно просто подсчитать бюджет рекламной кампании (CPM,CPC,CPA), а также конверсию;
3) Медийной и контекстной рекламой проще управлять, ведь никогда нельзя просчитать какой будет реакция каждого читателя твоего блога, сумеет ли блоггер, которого ты нанял правильно донести рекламное сообщение, не выйдет ли он в одни прекрасный момент из-под контроля и не станет ли он действовать вопреки целям рекламной кампании.
Вывод, если вы как рекламодатель не ставите задачу отвоевание доли рынка, имиджевого продвижения, если вы не располагаете большими бюджетами на рекламу и вы занимаетесь интеллектуальным бизнесом, который близок к аудитории блогов, используйте блог-маркетинг. Если у вас амбициозные планы, вы хотите обработать мозги большой аудитории, создать и поддерживать свой бренд и у вас есть на это средства- без баннеров вам не обойтись.