Aug 14, 2016 21:42
1. Говард Лавкрафт "Зелёный луг" и "Ползучий хаос"
Это два совсем небольших и совсем нестрашныъ, но зато наполненных образами рассказа. О чем они? Если убрать из него всю мистику, мы получим множество вопросов и ответов испуганного существа, зачем-то попавшего на землю. Главный вопрос - зачем я здесь? Кто я? Что мое появление дает мне и этому миру? На мой взгляд, это очень вдумчивое и образное чтение, но больше оно похоже скорее на хаотичный отрывок сознания, чем на самостоятельное произведение.
2. Анне-Катрин Вестли "Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик".
Очень добрая и серьезная повесть. Довольно светло, но в то же время без приукрашивания она затрагивает очень важные вопросы и проблемы. Семья. Доверие. Дети и карьерный рост. Дружба и чуткость. Здесь соединено все, и мне кажется, книгу эту нужно читать в первую очередь взрослым - вдумчиво и примеряя на себя.
3. Тони Магуйар "Только не говори маме. История одного предательства".
Это очень страшная история. Страшная тем, что это случилось на самом деле, и автор нашел в себе силы рассказать о том, что ему (вернее, ей) довелось пережить. Это книга о насилии. Точнее, не так. Это не совсем книга. Это - пересказ произошедшего. Но на мой взгляд, это то, что должен прочитать каждый. Это то, что мы никогда не должны допускать. Это история девочки, которую с восьми лет насиловал родной отец. Книга не чернушная, без каких-либо физиологических подробностей, но страшная и тяжелая.
4. Тони Магуйар "Когда вернется папа...История одного предательства."Это продолжение первой части. Оно взрывает, измельчает на куски душу...это безмолвный вопрос "Неужели, неужели бывает ТАК?" неужели...это правда? Так не должно быть. Предательство самых близких людей. Отсутствие какой-либо поддержки. Мать, которая все время ЗНАЛА, и покрывала отца. И - аккорд почти финала - "любящие" родители, которые пытаются упрятать дочь на всю жизнь в психиатрическую лечебницу...автор, она же главный герой - человек удивительной силы, раз она не только нашла в себе силы пережить все это, но еще и рассказать миру...до сих пор, даже месяц спустя у меня очень много эмоций относительно прочитанного.Но я повторюсь - это история, которую должен прочесть каждый. Прочесть - и никогда не допускать подобного.
5. Марианна Марш, Тони Магуйар "Я буду тебе вместо папы. История одного обмана".
Автор "истории одного предательства" написала в соавторстве еще две книги, одну из которых мне удалось найти. Это - тоже книга о насилии. Не смотря на то, что это художественное повествование, оно не менее страшное, чем предыдущие откровения и не менее тяжелое. Здесь тема та же - насилие над ребенком. И - равнодушие взрослых. Закрыть глаза, занавеситься - пожалуйста. Пусть. Это пройдет само, ребенок виноват сам. Это легко. На протяжении всей книги у меня возникал один вопрос - зачем таким людям дети? Зачем они раз за разом заводят детей? Можно понять одного ребенка в семье. Но заводить СТОЛЬКО детей и бросать их? И продолжать их рожать? Продолжать отпускать расти калек, допускать, чтобы детей калечили нравственно и физически? ЗАЧЕМ? Что не так с этим миром, что в нем есть такие люди, которые так поступают? Что не так с этой планетой? Этот вопрос не отпускает меня по сию пору...
6. Агата Кристи "Конец человеческой глупости".
Я помню эту книгу. Помню, что она была прочитана мною в пятнадцать лет. И совершенно не помню, кто там убил и почему. И вот - она снова передо мной. Снова открываются двери поместья. Снова разворачивается история, поднимается занавес над событиями той поры...Ариадна Оливер ведет расследование. Не самый мой любимый сыщик у Агаты Кристи, скажу откровенно. Но история, рассказанная в этой книге, захватила меня. Нетерпение гнало по страницам вперед и финал не разочаровал. Собственно, что меня всегда подкупало в произведениях Агаты Кристи? То, что практически всегда она дает читателю и сыщику равные шансы. Но вот в "Глупости" этого нет. Многое остается за кадром, известным только тем, кто ведет дело. В этом она отошла от своих же принципов. Я не могу назвать этот детектив "выдающимся", но и проходным - тоже. Это некое среднее звено, которое, безусловно, стоит выше многих детективов других, более посредственных авторов.
7. Агата Кристи "Пять поросят"
Эта история более живая, нежели предыдущая, о "глупости", но и она не особенно меня впечатлила. Здесь Эркюль Пуаро расследует убийство, имевшее место быть много лет назад. Нечто подобное уже было. Когда? Лично у меня - в прошлом месяце, когда мне довелось прочесть детектив "Слоны умеют помнить", с Ариадной Оливер и Эркюлем Пуаро во главе. Слоны-поросята...в "поросятах" маленький бельгиец один. Кажется, я даже припоминаю экранизацию этого романа. Он довольно стремительно разворачивает свои действия, не бежит стремглав, но и заканчивается как-то скоро. То ли мне удалось уже приноровиться к принципам миссис Кристи, то ли здесь все очевидно, но мне было ясно, кто за этим стоит и почему. В моем личном рейтинге "Поросята" стоят выше "глупости", но ниже, чем следующий далее "Час ноль".
8. Агата Кристи "Час ноль"
Этот роман также известен как "по направлению к нулю", или "стремясь к нулю". О, господа и дамы. Это настолько шикарный детектив, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Сюжет делает несколько витков вокруг себя же, все оборачивается так, что вы и представить не могли. Главный злодей не просто преступный гений - он гений в третьей или высшей степени. Думаю, очень хорошо, что он сам не понял этого раньше. Почему "час ноль"? Убийство совершается вовсе не в тот момент, когда чья-то душа насильственным образом покидает тело. К убийству ведет множество факторов, и то, что чье-то хладное тело остается лежать в ожидании того, кто его обнаружит - результат. Тот самый час ноль. Сошлись звезды и замерли стрелки часов. Все. Свершилось. Здесь автор дает почти равные шансы. "Почти"- потому, что одна маленькая, но очень важная деталь остается за кадром. Но произведение прекрасно настолько, что я это даже не беру во внимание. Один из моих любимых детективов, честное слово!
9. Агата Кристи "Фокус с зеркалами"
Кажется, эта книга уже была мною прочитана. Более того, как-то под рукоделие мне удалось посмотреть фильм по ней. Но общая линия и история ускользнули от сознания. Поэтому - вот она, передо мной, эта история. Вот теперь мне предельно ясно все то, что здесь случилось и причем тут зеркала. Зеркала - пожалуй, всего лишь аналогия. Конкретных зеркал, стеклянных, отражающих, вы в романе не встретите. Да и сам роман - посредственным, опять же, не назову, но в моем понимании "Часу Ноль" проигрывает. Действие разворачивается в пансионе для трудных подростков-преступников, следствие ведет мисс Марпл. Увы, все довольно чахло и местами даже скучновато. К тому же, на мой взгляд, школа-интернат для преступников уже подразумевает, что оные будут активно участвовать в действии, а не просто фигурировать в качестве напоминаний о том, что они собственно есть. Словом,не разочаровало, но и не удивило. Хорошее чтение для долгой дороги.
10. Агата Кристи "Человек в коричневом костюме"
А вот здесь я, пожалуй, в выражениях стесняться не буду. Кажется, про эту вещь говорили, что она одна из самых ранних у Агаты Кристи, и поэтому это скорее романтическое произведение, нежели детектив. Что верно, то верно. Любовной линии (которая вообще непонятно откуда взялась) здесь отдано ключевое значение. Мне было даже как-то обидно - это правда написала Агата Кристи? Моя любимая Агата Кристи? Ну как она могла. Шпионский роман, детективная линия предсказуемая, многие интересные повороты оказываются пшиком. Тут кого-то убили, и кто-то там такой таинственный? таинственный на самом деле случайно прошел, убили вообще просто так, все скучно, ах, любовь. Печально. Честно. С другой стороны, должны же быть у гения и не самые сильные работы. И вот, видимо, одна из них.
11. Иэн Макьюэн "Цементный сад"
Какие ассоциации навевает это название? Сад, залитый цементом? Что-то живое, погубленное напрасно и по чьему-то попустительству? И то и то - верно. Вот многодетная семья - папа и мама, у них дети. Двое подростков, мальчик и девочка, и двое младших, тоже мальчик и девочка. Что это за семья? Такая ли обычная? Этого мы никогда не узнаем. Нам останется только догадываться. Тик-так, стучат часы. Умирает отец. Потом медленно, спокойно держась пальцами за край кровати, умрет мать. Дети останутся одни. Что с ними станет? Заберут родственники? Отправят в приют? Нет, нет, нет, и еще раз нет, остукивает время. Они останутся одни, в большом доме. Что с ними будет? ЧТо будет с детьми? Зависит от того, что с ними БЫЛО в семье. Это пронизывающее, отстраненно-страшное, жуткое чтение. История о безумии. Можно лишь догадываться о том, что было в этой семье, но одно я знаю точно - там было не все хорошо. В этой семье все было спокойно, никто никого не бил. Но там царило...равнодушие. Усталость от жизни там правила. Эта книга похожа на рой мух, сонно кружащих над забытой на кухне едой. Эта книга - то,что будет, если отпустить все условности. Весь тоненький налет цивилизации. Она страшная, хотя там нет, практически нет никаких ужасающих вещей вроде убийств или насилия. Кто-то назовет ее отвратительной. Но - не я. Я считаю, она должна была быть прочитаной и понятой каждым. Каждым. Обязательно.
12. Гаетан Суси "Девочка, которая любила играть со спичками"
Теряюсь во времени, я - читатель девочки, которая любила играть со спичками. В названии соединились "Девушка, которая любила играть с огнем" и "Девочка со спичками", а что соединилось в самом произведении? Пересчение эпох. Разума и безумия. Сознание...вы даже не поймете сразу, кто - главный герой, и что с ним происходит. Это будет ясно лишь к середине книги. Мне кажется, эта книга очень перекликается с "Цементным садом", но она более жуткая, чем "сад". Более откровенная и тяжелая, хотя главный герой и не понимает всего, что происходит. Эта история - история маугли, воспитанного безумцем. История о том, как родители созидают разум своих детей, порой осознанно, порой - бессознательно. История ответственности, которую несет каждый человек за свои поступки.
13. Сэм Хайес "Чужой сын"
Психологический триллер, детектив...и вновь - тема детей и родителей. Успешная ведущая, богатая леди экранов, которая так легко осуждает "Неблагополучные семьи". Она подмигивает вам с экранов, одновременно с пренебрежением сбрасывая телефонные звонки своего сына...что она знает о нем? Она думает - все на свете, до тех пор, пока однажды ей не позвонят и не скажут, что он попал в больницу. Теряя каблуки, она понесется к нему, и не успеет. Его убили. Его зарезали около школы. И вот - оказывается, что он был вовсе не таким любимцем класса, каким она его воображала...и вообще все совсем не так. Тема смерти детей очень тяжелая тема, но во время прочтения книги у меня не было её ощущения. Макс - главный герой, сын телеведущей не производил впечатления ребенка или подростка. У меня было ощущение, что он - взрослый. Единственный взрослый во всем этом. Просто его жизнь была такой. Короткой. Не нужный отцу и матери, он пытался построить свой мир, но детские обиды заняли его целиком. Непонимание. Недосказанность - и вот, все летит в тартарары. Не только у него -у его родителей, которые, оказывается, хотели его любить. Вот только не умели. Эта книга о том, как важно любить. Как важно ХОТЕТЬ любить, и о том, что все-таки, это никогда не поздно.
14. Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня"
Эту книгу порой ругают или хотя бы осуждают за то, что в ней англичане недостаточно английские, что неудивительно, ведь писал японец. А на мой взгляд....в ней национальность героев играет чуть ли не последнюю роль. Эта книга совершенно о другом. Она о мимолетности жизни и о том, что мы совсем не знаем (или не помним) как мы сюда попали и зачем. Надо ли помнить? Или лучше жить вслепую, не разгадывая секретов таинственной мадам? Основная сюжетная линия - история воспитанников особой школы. Их учат, прививают любовь к искусству, но каждый из них - будущий донор органов. Многие рецензенты скептически усмехаются, мол, неужели так бывает, почему они не пытались поднять восстание и чего-нибудь добиться? Только они не задумываются о том, что главные герои росли с этой данностью. Почему. например, мы сами не пытаемся добиться, чтобы деревья росли корнями вверх, а кронами - в почву? Давайте устроим революцию. Смешно? Зачем с этим бороться, это - данность нашего мира. Точно также их донорство было абсолютным условием их жизни. Как и многое другое. Эта книга - не триллер и не детектив. Скорее, это философская притча о том, что все мы только гости в этом мире. И только от нас зависит, что мы успеем здесь успеть.
книги