Sep 24, 2013 10:48
Пожалуй, самое неожиданное, что дало мне умение управлять автомобилем - это ощущение хрупкости бытия. Нет, разумеется, её несложно ощутить и не садясь за руль - жизнь предоставляет нам множество способов что-то разрушить, от чайной чашки и до судьбы, и многие люди по долгу работы или из-за выбранного хобби хорошо знакомы с этим своеобразным ощущением, но только управление автомобилем или мотоциклом на высокой скорости позволяет нам, простым смертным, не связанным с альпинизмом или расчисткой минных полей в Камбодже так ясно чувствовать, что даже одна секунда промедления, случайная ошибка (а случайная ли?) в выборе курса на пару градусов - и последствия могут быть необратимыми.
Час за часом проводя на трассе, сопровождаемый легкой болтовней, серьёзными спорами, грохотом музыки, просто тишиной - я никогда не могу надолго отпустить от себя мысль - или она меня? - что сейчас достаточно лишь на долю секунды ослабить внимание, неверно выбрать положение руля при входе в поворот - и двухтонная машина с четырьмя жизнями внутри на скорости в 150 километров в час вылетит с дороги, сокрушая все на своем пути, или, что хуже, выйдет на полосу встречного движения, собирая тех неудачников, кому "посчастливится" оказаться здесь в этот момент.
Почти одновременно с первой мыслью приходит и вторая - для катастрофы нет никакой необходимости в ошибке в рассчётах, неправильно выбранном манёвре - очень часто хватит и простого бездействия. Достаточно просто ничего не делать - и кто-то другой, например - изгиб дороги, примет решение за тебя.
Следом за второй идет и третья - чужие ошибки могут стать смертельными. Заснувший, отключившийся водитель грузовика заберет тебя с собой в кювет, оставив очень мало шансов увернуться. Ты вынужден уделять много внимания манёврам других машин, что бы успеть отодвинутся подальше от подозрительно сползающей с полосы движения фуры.
И четвертая - многие ошибки являются не только и не столько причиной беды, сколько последствиями прошлых ошибок, иногда маленьких, почти незаметных, и они могут быть предотвращены (не-совершены) лишь заранее. Засыпание на трассе убивает, но ошибку ты совершишь не тогда, когда отключишься, а за несколько часов до того, когда примешь решение продолжать путь уставшим, а скорее - ещё раньше, когда, планируя маршрут, переоценишь свои силы.
Никакая из этих мыслей, конечно, не явилась откровением - всё это очевидно и даже банально. Однако, мне показалось любопытным, что всё это прекрасно переносится на обычную, повседневную жизнь - идея попробовать рассмотреть управление автомобилем как модель жизни человека оказалась удачной, красиво подсветив некоторые моменты, о которых я почти не задумывался ранее. То есть, мысль о потери контроля как причине беды является банальной, конечно, в обоих мирах, а вот мысль о бездействии или мысль о лавинообразных цепочках ошибок показались, в свете прожекторов, в своём концентрированном, кристаллизованном виде, значительно важнее, чем выглядели ранее.
Долгая дорога в который раз помогла мне передвинуть софиты, увидеть в новом свете то, что я знал, но не понимал до конца, убрав всё лишнее, отшлифовав грани кристалла.
А о чём думаешь за рулём ты, юзернэйм?