Социальное неравенство с точки зрения традиционалиста.

Feb 24, 2019 21:37



(из разных текстов Глеба Бутузова)

Идея равенства - во многом благодаря французской революции - в наши дни воспринимается как "либеральная", "левацкая", и антитрадиционная (будто бы потому, что традиционные общества всегда были иерархическими)…

Эксплицитные описания мира Дуат, то есть путешествия нашей души по ту сторону физической смерти, достались нам от периода Египетского Нового Царства - так же, как и культ Атона (основа монотеизма и авраамической религии), популярное египетское искусство, литература, превозносящая власть фараона, и бОльшая часть того, что в нашем представлении являл собой Древний Египет. При этом, тексты пирамид, относящиеся к Древнему Царству, непроницаемы для нас почти так же, как камень, на котором они выбиты; их, конечно, можно прочесть (то есть установить буквальное содержание), но у любого вдумчивого человека они вызовут больше вопросов, чем что-либо объяснят. Однако во время и сразу по окончании Первого переходного периода, "смутного времени", похоронившего Древнее Царство, были составлены тексты, являющие собой своего рода "мост" между непроницаемыми для профанического взгляда пирамидами, и представителями нового поколения людей, которые "не забыли Прекрасный Запад", то есть обитель богов и совершенных душ. Эти произведения известны нам как "Тексты Саркофагов". К ним относится удивительный герметический (с вашего позволения) текст, известный как Книга Двух Путей. В ней присутствует монолог творца, содержащий такую фразу:

"Слова, сказанные тем, чьё-имя-сокрыто:........Я создал всех людей равными друг другу. Я не приказывал им творить зло. Это их сердце ослушалось меня." (СТ 1130)

Все крупнейшие специалисты в области египтологии не устают повторять, что в Древнеегипетской цивилизации иерархия была внедрена с целью исправить возникший дисбаланс. Фараоническое государство было призвано защищать слабого, как дословно говорят многие тексты, и не допускать главенства права сильного (что ведёт к разрушению цивилизации). Иными словами, иерархия всегда и везде являет собой вынужденную меру, формальное нарушающую божественный закон равенства, и призванную не допустить бОльшей несправедливости и бОльшего неравенства, способного разрушить государство. Я когда-то писал в статье "Свобода и иерархия", что иерархия имеет право на существование постольку, поскольку она способствует свободе; когда она начинает преследовать собственные цели, и начинает ограничивать свободу одних в пользу других в соответствии с собственными преференциями, её следует разрушить...

Традиционалистская модель, представленная Геноном и разработанная его последователями и сторонниками, включая Эволу, содержит неточность в той части, которая касается кастовой структуры традиционного общества. Столь удобная для рассмотрения конструкция из четырёх варн, заимствованная в индуизме, в коей на вершине иерархии располгаются брахманы, сформировалась в относительно поздний период. Первое упоминание подобной системы встречается в Пуруша Сукта; этот гимн признали позднейшей вставкой в Ригведу. В любом случае, система варн как она нам известна возникла не ранее начала-середины первого тысячелетия до н.э., ближе к концу ведического периода. С другой стороны, если обратиться к наиболее древней цивилизации, о которой у нас есть основанные на археологических фактах сведения, мы видим несколько другую картину, в которой "восстание кшатриев" - предмет многолетнего спора Генона и Эволы - является ничуть не более антитрадиционным феноменом, чем "восстание жрецов", например, которое, как ни странно, имело место после "восстания кшатриев", и ознаменовало дальнейший упадок древнеегипетской цивилизации.

В Египте для периода Древнего Царства, то есть периода главенства Традиции в строгом смысле, характерно отсутствие кастовой структуры как её видят традиционалисты. Жречество было выборной должностью, а воинство рассматривалось в одном ряду с инженерами, ремесленниками и пр. Фараон не был "верховным жрецом", как ошибочно думают некоторые, он был "живым богом", то есть воплощением божества в форме человека, и слово фараона было словом божиим; жречество выполняло вспомогательную и образовательную роль. Как это ни смешно, но древнеегипетское общество было намного более "демократичным", чем принято думать, и отличалось этим от других менее развитых цивилизаций. В ходе тысячелетних перипетий древнеегипетской истории традиционный порядок шаг за шагом разрушался, начиная с Первого переходного периода. Однако пика это разрушение достигло в период Нового Царства с приходом к власти Аменхотепа IV, известного как Эхнатон. После его смерти началось восстановление (частичное) традиционного Египта, однако "травма Амарны", как исследователи называют этот феномен, в психе древних египтян не была излечена никогда. Прямым следствием этой травмы было "восстание кшатриев" в XIII в. до н.э., ознаменовавшее начало эпохи Рамессидов. Теперь главенствующее положение в обществе заняли военачальники, притом не имеющие аристократического происхождения, и предметом гордости в социуме стала воинская доблесть, а не древность рода (что напоминает ситуацию в средневековой Европе в период расцвета трубадуров). Третий переходный период ознаменовался дальнейшей девиацией, которую можно условно назвать "восстанием брахманов". Роль жречества в древнеегипетском обществе постепенно усиливалась после падения Древнего Царства по причине "удаления богов"; жрецы были теперь не столько блюстителями ритуала и хранителями знания, сколько посрединиками между народом Египта и богами, т.е. "понтификами" в строгом смысле слова. Однако верховный жрец 21й династии Пинеджем позволил себе добавить царский титул к имени, и стал "верховным правителем Египта". Он женился на "кшатрийской принцессе", таким образом гарантировав себя от "контрреволюции" со стороны воинской аристократии.

Во всех случаях кастовая система является признаком упадка Традиции, вынужденной мерой для сохранения порядка, которая - также во всех случаях - незаметно переходит в обыкновенную борьбу за власть. В традиционном Египте не было рабов, "высоких" каст и "низких"; был народ Египта, где каждый выполнял свою функцию в едином организме, сердцем которого был фараон - Ра в облике человека.

Г. Бутузов

история, культура, социум, традиционализм, Г. Бутузов

Previous post Next post
Up