Конфуций: "Цзюньцзы*думает об истине, сяожень - о собственном благе. Цзюньцзы думает о том, как не нарушить путь, а сяожень*- как извлечь выгоду. Цзюньцзы предъявляет требования к себе, низкий человек - к другим. Мелкие люди любят объединяться ради собственной выгоды. Цзюньцзы ни с кем не объединяется, но служит всеобщему благу. Он не коллективен, но всеобщ. Мелкий - коллективен, но не всеобщ. Цзюньцзы держит себя строго, не вступает в споры, живет со всеми в согласии, но не идет на сговор, не следует за другими. Цзюньцзы следует Срединности, а сяожень ее нарушает".
Наказ Конфуция гласил: великий сановник (цзюньцзы) тот, кто служит с помощью своего Дао-пути и прекращает служить, когда это становится невозможным. Уход со службы считался синонимом принципиальности и внутренней чистоты. Поэт Тао Юаньмин (4 - 5 вв.) писал:
"Эту шапку сорву
и в родные селенья вернусь
Вам меня не обвить,
Путы выгодных мест и чинов!
Правду в сердце взращу
Под соломенной крышей простой
И смогу я себя
Человеком достойным назвать".
В таких словах идею двух типов человека пересказал Б. Акунин в романе "Черный город":
"...Почти всякому человеку хочется себя как-то возвысить. Цзюнцзы, благородный муж, для этого стремится стать выше. Человек мелкий, сяожэнь, норовит увеличить свой рост, принижая окружающих. Поэтому когда благородный муж становится правителем (что случалось в истории редко), всё общество, следуя его примеру, тоже начинает тянуться вверх: улучшаются нравы, в моду входят благородство, бескорыстие, отвага. Когда же воцаряется сяожэнь, всеобщим законом становится унижение подданных. Сяожэнь мал ростом. Поэтому он может выглядеть великим, только если все вокруг простерлись ниц, а худший враг для маленького правителя - тот, кто отказывается пресмыкаться на брюхе. От этого в эпоху правления сяожэней в обществе распространяются льстивость, вороватость и вероломство…"
___________________________________
* Цзюньцзы - благородный муж, носитель истинных добродетелей. Совершенство цзюнь-цзы столь значимо, что сам Конфуций не отваживался называть себя "овладевшим путём благородного мужа", или принимал этот титул с большими оговорками.
сяожень - низменный человек, не чурающийся материальной выгоды, пренебрегающий общими интересами во имя личных. Сяожэнь есть воплощение эгоистического прагматизма, не способного выйти за рамки своей "орудийности", своей практической специализации, и тем самым нарушающего всеобщий порядок вещей - Дао.