Альбрехт Дюрер (1471 - 1528). "Меланхолия I". Гравюра. 1514 г.

May 07, 2023 13:32




Как гласит небезызвестная Википедия: “«Меланхолия» - одно из наиболее таинственных произведений Дюрера, которое выделяется сложностью иконографии, неоднозначностью символов и аллегорий”.

Меланхолия ( Вик-я: от др.-греч. μελαγχολία - «разлитие чёрной жёлчи», то есть «меланхолия», ← μέλας «чёрный; тёмный» + χολή «жёлчь; гнев»; в русской терминологии хандра́, мра́чное помеша́тельство) - это состояние души, характеризующееся унылым настроением, общей угнетённостью, хандрой, грустью и спадом сил. Рассматриваемому состоянию сопутствует ощущение собственной бесполезности, никчемности, ненужности, чередуемое с безрадостным расположением духа.

Персонифицированную Меланхолию часто изображали в виде скорбящей женщины, окруженной играющими детьми. Но иногда Меланхолию представляла мужская фигура, находящаяся в состоянии полудремы или задумчивости.

В герметическом представлении любимое дитя Сатурна Меланхолия составляет начальную и необходимую ступень творческого процесса. Она является синонимом исключительной интеллектуальной или художественной одаренности, определяемой категорией гения, или представлением об универсальном человеке. Главным приверженцем переоценке понятий был флорентийский философ Марсилио Фичино (1433 - 1499), чей этико-педагогический идеал утверждает торжество жизни спекулятивной (поиски конечных причин реальности).

С образом меланхолии ренессансные мастера стремились связать эзотерические значения, используя при этом зашифрованный язык, а согласно некоторым исследователям - проиллюстрировать и первую фазу алхимического Магистерия, нигредо. Действительно, дама Меланхолия может быть изображена среди играющих детей - мотив, который должен внушить метафору ludus puerorum (детская игра). Такой мотив позволял адептам подчеркнуть аналогию между порождением философского камня и игрой малышей.



Теперь обратимся непосредственно к картине А. Дюрера. В правой части мы видим ангела (или крылатую Меланхолию), склонившего голову, что является здесь главным признаком меланхолии, провоцирующей скопление черной желчи в человеческом теле. Эта поза указывает либо на страдание души под воздействием меланхолии, либо на состояние созерцания, свойственного темпераменту этого типа. Магический квадрат над головой и левым крылом - характерная фигура герметической иконографии - обычный объект алхимических изображений. Темный цвет лица (facies nigra) указывает на нигредо - черноту первой стадии алхимического Делания. Кошелек у ног и ключи на поясе являются атрибутами Сатурна, покровительствующего алхимическому темпераменту. Разбросанные на земле предметы - это типичные орудия ремесленника. Наряду с художниками, философами и теологами они включались в социальную категорию, предрасположенную к меланхолии. Инструменты на первом плане, эти традиционные атрибуты геометрии, указывают на различные этапы Магистерия. Некоторые исследователи усматривают в параллелепипеде образ первичной материи, а в приставленной лестнице с семью перекладинами - эмблему различных фаз Делания.



Справа от фигуры ангела расположился дремлющий Эрот, обычно изображаемый парящим и игривым, - это символизирует то, что в состоянии меланхолии засыпают все земные желания и страсти.

Это лишь небольшой,  даже весьма поверхностный экскурс в глубокий символизм данной гравюры. Но и его достаточно для того, чтобы ощутить (не понять, до понимание еще слишком далеко) символическую глубину творения Дюрера.

Дюрер, символизм, культура, ренессанс, Меланхолия, искусство

Previous post Next post
Up