Караваджо, "Нарцисс" (1599 - 1600).

Apr 16, 2023 15:32




Миф о Нарциссе хорошо известен, поэтому на нем нет смысла останавливаться. А вот эзотерический аспект картины Караваджо малоизвестен, на него и обратим внимание. Это стоит сделать, хотя бы потому, что иначе невозможно понять того, что художник выражал в своем творении. Вся ренессансная живопись пропитана смыслами, легко воспринимаемыми образованными современниками Караваджо и невидимыми большинству зрителей нашего времени.

О чем говорит символизм этого произведении? О несчастной любви, которая приводит к смерти. Разумеется все это аллегория неких герметических значений. Несчастная любовь, или магическая смерть, связана с поражением внутреннего мира индивидуума истощением, подобным последствиям меланхолии.

Магическая смерть от несчастной любви - это один из негативных вариантов любви, подобных "смертельному поцелую" или смерти как этапу в ритуале посвящения. Ее отчасти можно сравнить с мистическим экстазом, даруемым любимцам богов. Ренессансный герметизм, основанный на специфическом толковании античной мифологии, содержит многочисленные образы духовного парения, как, например, Амура и Психеи, Дианы и Эндимиона (смерть идентифицируется здесь вечным сном) и др. Покидая свою телесную оболочку, связанную с временными измерениями и властью чувств, вносящих беспокойство и дисгармонию в жизнь, человеческая душа снова обретает свою истинную, божественную природу. В эпоху Ренессанса инициатическая смерть вплеталась в контекст эзотерической философии, в частности - представлений Фичино о фантастической пневме - эфирной субстанции, пронизывающей как космос, так и психический аппарат человека. Этим тончайшим веществом определялась связь между душой - принципом жизни и телом - инструментом познания окружающего мира посредством чувств. Сохранение пневмы в наилучшем состоянии обеспечивает человеку полноценность существования.

Когда эротическое желание не встречает взаимности, психический аппарат влюбленного может заболеть, истощиться, и это приведет к смерти. Если в "смертельном поцелуе"
имеет место непосредственный телесный контакт, то в несчастной любви собственно глаза становятся проводником поражения пневмы. Задача мага состоит в том, чтобы восстановить аппарат воображения жертвы, испытавшей на себе поистине воздействие "дурного глаза".

Теперь обратимся непосредственно к полотну Караваджо.

Нарцисс здесь олицетворяет душу, которую очарованность чувственной красотой заставила забыть о созерцании духовного. С эзотерической точки зрения миф изображает вариант фантастической (в ренессансном, а не современном смысле) несчастной любви: причиной истощения и гибели тела стало эротическое влечение в воображаемом измерении.

Призрачность зрелища любимого объекта, о котором юноша не отдает себе отчета, приводит к потере им психического равновесия. Речь идет о навязчивой сосредоточенности на одной гибельной мысли. И влюбленный в свое отражение (символ чувственного, эфемерного, земного) Нарцисс отрывается от своего эйдоса и погибает в гиле ( hyle , материи) дольнего мира. Впрочем, жизнь убить нельзя: эйдос, сжатый и спрессованный до предела, никогда не заледенеет в абсолютной недвижности и, так или иначе, начнется новый цикл.

культура, ренессанс, Караваджо, искусство, живопись

Previous post Next post
Up