Hermolaos Parus о живописи, человеке, ИИ и будущем цивилизации

Dec 12, 2020 16:35





Картина, которую вы перед собой видите, с точки зрения любого эксперта в области живописи является неизвестной картиной Рембрандта. Свет, краски, особенности композиции, характер мазка - всё, даже при близком рассмотрении, говорит о том, что этот портрет написал великий голландский мастер. Однако химический анализ материала покажет, что это полотно создано на 3D принтере, и не содержит красок XVII в. Дело в том, что создал его не Рембрандт, а так называемый «искусственный интеллект», для которого долго и тщательно разрабатывали алгоритмы в лаборатории Майкрософт, и скармливали ему все известные работы мастера, а также всю имеющуюся информацию о специфике его манеры. Не сомневайтесь - эта машина может рисовать картины «неизвестного Рембрандта» ещё и ещё.

Различного рода споры, идущие последние несколько лет в периодических изданиях и соц. сетях в отношении AI, как правило, имеют либо сектантский, либо дилетантский характер. Поэтому, мне кажется, стоит попытаться посмотреть на этот феномен объективно. Если говорить просто, без излишних технических деталей и отсылок, AI - автономная система, на основании поставленной задачи создающая алгоритм её решения, отрабатывающая его и усовершенствующая на постоянной основе. Существует ли AI сегодня? Нет, поскольку во всех известных случаях базовый алгоритм изначально создаётся человеком и корректируется человеком на всех этапах его отработки. Возможны ли такие системы в принципе? Как инженер, я отвечу «да», поскольку это техническая задача, которая рано или поздно будет решена. Почему тогда сейчас везде говорят о «искусственном интеллекте» и при чём здесь вообще интеллект? Прежде всего, следует понять, что AI - маркетинговый приём, по сути, просто брэнд. Конечно, в нём нет никакого «интеллекта» - так же, как «Кока-Кола» не содержит никакого кокаина. Этот приём помогает собирать деньги на R&D в области автоматизации и продавать товар. Всё, казалось бы, просто - пока мы не задумываемся над тем, что такое современный человек, и какое отношение он имеет к интеллекту. Если собрать статистику, какую часть занятого населения составляют люди, выполняющие механические задачи - в том числе интеллектуальные, - то совершенно очевидным образом мы получим «большинство». Неужели? Водители трейлеров, таксисты, складские грузчики, официанты (японцы уже имеют рестораны и гостиницы, обслуживаемые роботами), кто ещё? Наш глупый оптимизм подсказывает, что люди «творческих профессий», врачи, учителя и представители множества других специальностей, требующих «человеческого подхода», останутся востребованными всегда и машиной заменить их нельзя. Но это ошибка. В 2018-2019 г.г. я занимался внедрением AI в сфере, связанной с распознаванием аудиовизуальных образов, используя ресурсы одной небольшой частной компании в Латинской Америке. Мы вместе получили результат, превышающий качество «человеческого сервиса» на 1% , сэкономив при этом более миллиона ежегодно для канадской фирмы, где я работал, и которая тут же отказалась от «человеческих» услуг в этой области. При этом, другая канадская национальная компания с более чем 3 тысячами сотрудников лишилась основного заказчика. В ближайшее время, когда оставшиеся у них клиенты внедрят подобную технологию, эти люди окажутся на улице. Также в Канаде муссируется вопрос о замене family doctors дистанционным присоединением к AI для предварительной диагностики. Хорошо это для пациентов или плохо? Могу сказать от своего имени, что разницы я не замечу - потому что современные участковые врачи ничем не отличаются от машин (разве что, что делают больше ошибок). Следующие на очереди программисты, поскольку машина гораздо лучше может написать код, если сумеет понять поставленную задачу. Как насчёт художников и музыкантов? Не стоит сомневаться, что за весьма скромную плату автомат нарисует вам «под Рембрандта», «под Рафаэля» и под любого другого художника, имеющегося в его базе данных, не хуже оригинала, не говоря о копиистах. Что касается музыки, то музыку для джинглов и рекламных клипов давно пишут машины (вопрос о копирайте в этом случае стоит очень остро уже несколько лет, что стало причиной нескольких судебных процессов, но окончательного юридического решения пока нет). Сможет ли компьютер стать новым Бетховеном или Эль Греко? Скажу с уверенностью, не сможет. Но он может с успехом стать современным художником или автором популярных хитов. И тут, наконец, мы подошли к цели этой заметки: я всей душой за внедрение Ai даже на нынешнем примитивном уровне, потому что он обнажает правду о состоянии нашей цивилизации, которую больше нельзя игнорировать. Сегодня очень редко можно встретить упоминание теста Тюринга, потому что даже нынешние тупые автоматы пройдут его с лёгкостью - и не потому, что они так хороши, а потому что очень трудно отличить от автомата современного работника «сервисной поддержки», участкового врача, или популярного исполнителя на радио. Потому что всё, чем мы гордимся, и что составляет 99% нашего цивилизационного багажа, машина может сделать лучше нас - и будет делать лучше нас. И тогда мы, безработные и устаревшие биологические машины, наконец, поймём, что делает человека человеком, и научимся ценить этот оставшийся процент, недоступный пресловутому машинному «интеллекту», и вспомним, что являет собой интеллект в истинном, давно забытом смысле. Я уверен, что AI - могильщик нашей цивилизации, и это прекрасно, потому что её гибель станет основой для возрождения. Viva la AI!
(Полагаю, что Hermolaos Parus псевдоним Глеба Бутузова).

философия, ИИ, традиционализм, живопись

Previous post Next post
Up