Gif - scramjet, ГПВРД

Mar 09, 2016 20:35

.
.



Концепт работы гиперзвукового прямоточного двигателя с искусственной подачей окислителя при помощи многоразовой суборбитальной ракеты.

Кислород заключен в газ-холдер - тонкостенную цилиндрическую оболочку из сверхпрочного полиэтилена. Плотность газообразного кислорода 0,01 кг/м3. Масса оболочки - 6-10% массы кислорода. Оболочка одноразовая - разрушается ударной волной. Стоимость материала оболочки 15 долл./кг.

Для повышения эффективности гиперзвукового прямоточного двигателя, газ-холдер должен быть разогнан в горизонтальном направлении до 3000 м/с, что бы КА проходил оболочку с газом с относительной скоростью 5000 м/с (~17 М). Это желательно по следующей причине. Уменьшение относительной скорости важно, т.к. в случае использования в газ-холдерах, к примеру, не чистого кислорода, а воздуха, кинетическая энергия воздуха, поступающего в гиперзвуковой двигатель, является большей по сравнению с энергией, выделяющейся в результате сгорания топлива в атмосферном воздухе. При скорости 25М тепло, выделяющееся в результате сгорания топлива в воздухе, составляет только около 10% от общей энтальпии потока, а при использовании баллонетов с чистым кислородом доля тепла составит уже 45%. При приблизительно 17 М (~5000 м/с) кинетическая энергия кислорода и теоретическая полезная тепловая энергия от сгорания топлива будут равняться друг другу, тогда как при использовании атмосферного воздуха равенство энергий ограничивается 8 М.
На видео-схеме суборбитальная ракета-носитель поднимает свернутую оболочку на заданную высоту, где её разворачивают и наполняют газом из микробалонов, прикрепленных к оболочке (ракета возвращается на стартовую площадку). К моменту достижения наивысшей точки подъема, оболочка максимально наполняется. В точке остановки подъема включаются коррекционные двигатели, размещенные равномерно вдоль оболочки, чтобы обеспечить зависание на заданной высоте, которая соответствует высоте орбиты КА с прямоточным двигателем. Время зависания - 5-10 секунд. В таком положении оболочка образует газонаполненный канал на пути КА с прямоточным двигателем. КА проходит оболочку и получает разгонный импульс за счет тяги прямоточного двигателя, питаемого кислородом из газ-холдера. Диаметр оболочки больше диаметра КА и поэтому масса оболочки не используется в качестве рабочего тела двигателя.
Приращение скорости КА используется для компенсации тормозного импульса, возникающего при заборе и накоплении аппаратом (типа PROFAC) части кислорода из газ-холдера. Рекомендуемая схема позволяет в 100-1000 раз увеличить удельную мощность двигательной установки КА по сравнению с ДУ на основе электрореактивного двигателя.

ГПВРД, scramjet, gif

Previous post Next post
Up