Многие крупные компании с подозрением относятся к изобретательству - слишком уж это непредсказуемое и трудно контролируемое дело. Решая одну конкретную проблему, вы, как правило, получаете на выходе нечто совершенно неожиданное, то, что не имеет ничего общего с вашим бизнесом. Большинству предприятий не по силам эксплуатировать идеи, не связанные с их специализацией.
Благодаря действующему рынку капитала компаниям будет проще доводить до производства подобные изобретения и зарабатывать на них. Если фондам изобретательского капитала удастся такой рынок создать, то лет через десять-двадцать финансовые директора привыкнут задавать главам НИОКР вопросы вроде: «А достаточно ли мы тратим на изобретения? Достаточно ли своих изобретений продаем?» Исследования уже не будут черной дырой, они превратятся в прибыльный бизнес, на развитие которого выделяется много денег. Это, кстати, одна из моих задач: сделать так, чтобы бюджеты на разработки у всех компаний стали больше.
Как зарабатывать на изобретениях
Покупать, продавать и лицензировать изобретения все еще трудно. Исключение составляют разве что компоненты, из которых можно изготовить новые лекарственные препараты. Трансакци-онные издержки очень велики. Сделки чаще всего заключаются за закрытыми дверями, поэтому достоверной информации о ценах почти нет, а она могла бы помочь продавцам и покупателям рассчитать, сколько стоит то или иное изобретение.
Чтобы максимально полно реализовать рыночный потенциал изобретений, у основных игроков рынка должно быть достаточно капитала. Причем, говоря «достаточно», я имею в виду сумму, гораздо большую, чем те $5 млрд, которые нам уже удалось привлечь. Но, чтобы инвесторы не пожалели таких денег, нужно предложить им несколько жизнеспособных стратегий зарабатывания на патентах. Расскажу о двух вариантах, которыми мы уже воспользовались, и еще об одном, который обдумываем.
Создавайте пакеты патентов. Один из способов реализовать рыночный потенциал патентов - правильно их объединить: так, чтобы целое стоило больше суммы частей. Мы собрали большие портфели патентов в сфере беспроводных технологий, микросхем памяти и т.п. Обычно в каждом портфеле есть изобретения трех типов: которые уже применяются, которые с высокой долей вероятности будут применяться в скором времени, и изобретения, которые сейчас кажутся слишком далекими от жизни.
Ценен абсолютно каждый патент, но в пакете их ценность гораздо выше, поскольку покупатели экономят время и деньги, необходимые на поиск патентодержателя и отдельные переговоры по каждому изобретению. Если покупатели хотят побыстрее начать производство инновационного продукта, они могут легко получить все нужные для этого патенты. Заодно меньше риск того, что они упустят нужную лицензию или им нанесут неожиданный удар из-за угла в виде иска о нарушении прав на интеллектуальную собственность.
Наши крупные клиенты в большинстве своем признают правомерность такого принципа и готовы покупать лицензии на пакеты наших патентов - до тысячи изобретений в каждом. Многие, к тому же, подписываются на портфель патентов: тогда они автоматически получают лицензии на все новые изобретения, которыми он пополняется. На продаже лицензий мы уже заработали более $1 млрд.
Как я уже говорил, составлять такие портфели не просто. Труднее всего - определить, в каких изобретениях особенно заинтересованы наши стратегические инвесторы и другие клиенты. Компании не привыкли обсуждать такие «детали» с посторонними. А иногда - просто не продумывают свои планы наперед.
Создавайте стартапы. Одни идеи столь необычны, что оказываются не по зубам даже венчурному капиталу. А другие - столь хороши, что глупо отдавать их кому-нибудь еще. В таких вот случаях фонд изобретательского капитала может создать свой стартап.
Если у изобретения одни несомненные достоинства, но на рынке слишком много игроков, самый надежный путь коммерциализировать его - учредить совместное предприятие с одной из компаний-гигантов. Если, чтобы довести новую технологию до ума, нужны не только большие деньги, но и знание отрасли, то в партнерствах тоже есть смысл. Поэтому, думая о том, как заработать на нашем ядерном реакторе нового типа, мы рассматриваем варианты партнерств с международными энергетическими компаниями.
Выпускайте обеспеченные патентами ценные бумаги. Грамотно составленные портфели патентов могут стать источником больших денег. Так почему бы не рассматривать их как финансовое обоснование нового класса инвестиционных активов - обеспеченных патентами ценных бумаг? Между прочим, в компаниях вроде Qualcolmm акции, по сути, уже так и работают. Обеспеченные патентами ценные бумаги - это просто менее опосредованная связь между доходом от продажи или коммерциализации патента и доходами на ценные бумаги.
Наверняка, едва развернется торговля ценными бумагами, обеспеченными портфелями патентов, начнется и спекуляция на самых перспективных патентах. Компании, заинтересованные в соответствующих технологиях, - скажем, те, которые хотят поставить их на коммерческие рельсы, - могут подстраховаться этими бумагами. Но это все останется лишь разговорами до тех пор, пока не появятся способы оценки таких ценных бумаг, - над этой проблемой мы сейчас и работаем.
НЕ ТАК ДАВНО венчурных компаний не было и в помине. Тогда предпринимателям приходилось занимать деньги у богатых дядюшек или у школьных друзей. А потом Жорж Дорио, французский иммигрант - он сделал карьеру в Америке, дослужился до бригадного генерала американской армии, затем стал профессором Гарвардской школы бизнеса, - основал в 1946 году первый фонд прямых инвестиций
American Research and Development Corporation (ARDC) - чтобы создавать компании, разрабатывающие инновационные технологии, и инвестировать в них. Дорио принципиально изменил основной механизм финансирования: теперь акционерный капитал, а не долг стал двигателем прогресса. Любой инвестор мог вложить деньги в один из фондов ARDC, а любой честолюбивый предприниматель - прийти в ARDC с бизнес-планом. Гибкая модель Дорио для сбора и инвестирования венчурного капитала дала предпринимателям типовой, предсказуемый способ привлечения денежных средств. Настало время сделать то же самое для изобретателей.
Изобретательство - слишком важное дело, чтобы оставлять его на волю благотворительности, и я не вижу для этого необходимости. Венчурным фондам Kleiner Perkins, Benchmark, Sequoia и им подобным незачем идти в Конгресс и выпрашивать еще немножко денег на поддержку стартапов. Исследования в таких областях знания, как астрономия и теоретическая физика, требуют большого времени, и пользу их для общества трудно определить. Их должно финансировать государство. Но государство не должно финансировать разработки технологий, нужных людям и способных принести деньги за сравнительно короткий срок, скажем, за десять лет. Это дело частного сектора. Что нужно, чтобы оформился рынок изобретательского капитала? Группе компаний - не только Intellectual Ventures - надо доказать обоснованность его общей концепции. Надо, чтобы больше людей одобрило наши изобретения. Надо, чтобы как можно больше компаний приобретали патенты на них. И надо, чтобы два-три фонда изобретательского капитала заработали колоссальную прибыль.
Функционирующие рынок и индустрия изобретательского капитала дадут возможность изобретателям всего мира создавать каждый год на сотни тысяч изобретений больше, чем сейчас. Конечно, какие-то из них окажутся дурацкими или бесполезными. Но дело-то не в них, а в 1% самых блистательных изобретений - именно они сделают нашу жизнь намного богаче и лучше. Создайте рынок изобретательского капитала, индустрию изобретательского капитала, и это, вне всякого сомнения, подтолкнет последующее преобразование мира.
Мирвольд НатанЖурнал "Harvard Business Review Россия"2010 г